Протоиерей Шергин Василий Николаевич

Василий Николаевич Шергин родился в Великом Устюге 6 мая 1877 года в семье священника.

Николай Васильевич и Александра Николаевна воспитали пятерых сыновей и дочь. Все сыновья стали священниками, а дочь – учительницей.

священник Покровской церкви Василий Николаевич ШергинВ 1898 году Василий Николаевич Шергин окончил Вологодскую Духовную семинарию и был рукоположен в дьяконы Белослудской Богородской церкви Сольвычегодского уезда. Там он познакомился с дочерью священника Погостской Николаевской церкви Ждановой Елизаветой, которая стала его женой.

Однако, вскоре в Белослудской церкви ликвидировали дьяконское место, и молодая семья Шергиных оказалась в бедственном положении. В марте 1900 года в Прошении батюшка Василий пишет: «Я остался совершенно без места, между тем от меня ждёт помощи мать с семейством и посему я вынужден был на время занять должность учителя в Алексеевской церковно-приходской школе, в 7 км от Белослудской церкви … Прошу определить меня на свободную священническую вакансию при Замошской Покровской церкви».

В мае 1900 г. Василий Николаевич был рукоположен в священники и переведён в Замошский Покровский храм, в котором старшим священником являлся Павел Николаевич Малинин.

Одним из направлений в деятельности священников был ремонт и благоустройство храма.

К 1900 году Замошская Покровская церковь требовала капитального ремонта, который был запланирован на лето 1901 года. Священники Малинин и Шергин сообщали: «Нижние кирпичи под храмом распались, а местами выпали. На ремонт и благоукрашение храма поступает в год до 300=00 рублей, в т.ч. за помещение училища в церковном доме 75=00. Попечительские средства совершенно тощи».

Именно по этой причине церковнослужители были против открытия в сентябре 1900 года школы грамоты в Заречье.

Кадниковское отделение Вологодского епархиального Училищного совета 21 сентября 1900 г. обязало на попечительские или церковные средства содержать школу грамоты: платить за аренду помещения и за отопление. Это обошлось бы минимум в 85=00 рублей в год.

Содержание школы грамоты могло сказаться на благоустройстве храма. Поэтому священники предупреждали: «Кроме того в приходской жизни нашей может произойти разлад. Крестьянин последнюю копейку свою кладёт на блюдо, думая, что она пойдёт на церковное благоустройство, а узнает, что она идёт на школу в Заречье. Получается охлаждение к храму. Церковным старостой куплены: металлические хоругви, стоящие 105=00 рублей, 2 серебряных креста – 62=00 рубля, икона святителя Феодосия Черниговского Чудотворца, лёгкие хоругви и другие мелкие предметы для церковного обихода». А и всего годовой доход церкви был 300=00 рублей.

Как мы видим, материальное положение храма было очень тяжёлым. Однако, несмотря на это, школа грамоты в Заречье была открыта 6 октября 1900 года, и Замошский храм выделял на её содержание 85 рублей в год. Понятно, что при данных обстоятельствах о капитальном ремонте храма речь не шла.

Священники говорили прихожанам: «При настоящих условиях должно быть отложить со скорбью в сердцах обязательные работы по устроению храма».

Но мы можем предположить, что капитальный ремонт Замошской Покровской церкви всё же был проведён перед началом Первой мировой войны т.к. мы знаем, что фрески храма были отреставрированы в 1914 году. Церковнослужители, окончившие духовные учебные заведения, имеющие высокий уровень образования, стремились поделиться своими знаниями с населением, занимаясь его образованием.

С сентября 1900 года на протяжении 18 лет Василий Николаевич Шергин заведовал школой грамотой в Заречье, что была в 7 верстах от Замошской Покровской церкви, а также состоял законоучителем в Первом Замошском земском училище. У о. Василия была хорошая домашняя библиотека.

Служителей церкви заботило всё: они пеклись о благоустройстве территории Замошского прихода, ими составлялись акты о незаконной рубке леса, о засорении берега реки Двиницы…

В 1904 году началась русско-японская война, производились кружечные, тарелочные и другие сборы. Василий Николаевич Шергин передал воинам 56 рубах, 7 полотенец, простынь, 95 штук кальсонов, 22 кисета, нитки.

С 1905 года отец Василий становится санитарным попечителем в первом врачебном участке. Попечители выбирались из местных жителей, пользующихся «добрым именем и доверием».

В приходе остро стоял вопрос детской смертности.

Так, в 1902 году, в Замошской волости родилось 209 человек, умерло 138, из которых детей до одного года – 61человек, в возрасте от 1 до 5 лет – 12 человек. Нужно было предпринимать меры по оказанию своевременной медицинской помощи детям, проводить серьёзную профилактическую работу, работу с родителями, а также противоэпидемические мероприятия.

Наболевшим долгое время оставался вопрос качества питьевой воды. Все колодцы в волости были учтены. Особое внимание обращалось на состояние колодцев. Особое внимание обращалось на состояние колодцев. Сгнившие брёвна вовремя менялись, у колодцев наводились чистота и порядок. И в храме всегда стояла кадка с чистой питьевой водой и ковшиком.

Общественная работа требовала большого внимания и отнимала у служителей церкви много времени, но прихожане видели заботу батюшки, Христову любовь к себе и платили взаимностью.

В 1914 году началась Первая мировая война. И снова священниками организуется сбор средств на нужды больных и раненых, на помощь семьям, оставшимся без кормильцев. В храме постоянно много прихожан, они неустанно молятся о здравии живых, о благополучном возращении бойцов в родные места. Люди идут в церковь и днём, и ночью, чтобы поставить свечку за тех, кто ушёл на фронт.

Вместе с отцом Василием Шергиным много трудилась и его жена – матушка Елизавета. 18 сентября 1915 года Елизавета Павловна отмечена Архипастырским благословением за участие в делах ведения религиозно-православных чтений при местных церковно-приходских школах.

В 1918 году Советская власть повела решительную борьбу с религией, провозгласив атеизм. Много событий пришлось претерпеть Церкви. Совершенно иной стала и деятельность священников.

Уже в начале 1920-х годов в школе перестали преподавать Закон Божий, хотя родители не желали с этим мириться и выражали свой протест в виде отказа посещать родительские собрания, говоря при этом: « Всё равно нас не послушают. Сколько раз мы заявляли, что нам надо Слово Божие в школе, а по-нашему не делают».

В 1924 году Василий Николаевич Шергин вызывался в Сокольский районный отдел ГПУ в связи с тем, что он не разрешил установить радиоантенну на колокольне Покровской церкви, считая это богохульством.

В 1935 году с колокольни церкви сбросили колокола. В алтаре церкви разместили кузницу, на первом этаже – картофелехранилище, а на втором – зерносклад. В 1937 году храм Покрова Пресвятой Богородицы закрыли.

Этот же год стал последним годом жизни 60-летнего священника. 27 августа была составлена справка на арест Шергина Василия Николаевича, в которой говорилось: « Сокольский райотдел УНКВД СО располагает данными о том, что Шергин Василий Николаевич является участником фашистско-повстанческой организации… Проживая на территории Замошского сельсовета, проводит систематическую контрреволюционную агитацию среди колхозников против мероприятий партии и советского правительства».

31 августа 1937 года был выдан ордер на его арест за № 215. В этот же день был произведён обыск, в ходе которого изъяты серебряные монеты старой чеканки на сумму 32 рубля 90 копеек, два серебряных креста с цепью, церковных Библий 3 экземпляра, наградных медалей и крестов 6-штук, что говорит о том, какие заслуги перед церковью были у Василия Николаевича Шергина. Это был грамотный и начитанный человек. В акте об уничтожении литературы, изданной до 1917 года, изъятой во время обыска, указано, что сожжено религиозно-церковной литературы – 114 книг, разных религиозных журналов и брошюр – 106, журналов «Современное обозрение» — 12, « К свету» — 18 экземпляров. Всего – 5 мешков печатных изданий.

Допросы Шергина Василия Николаевича начались 1 сентября и продолжались 2 месяца. Вопрос задавался один: «Вы арестованы за контрреволюционную деятельность. Признаёте ли себя виновным?»

Ответ священника был таким: « Виновным себя в контрреволюционной деятельности не признаю. Являясь служителем церковного культа…среди населения агитировал за поддержание церкви и религии».

В чём же состояла «вина» отца Василия? Его обвиняли в том, что в неурожайные голодные годы он призывал колхозников отслужить молебен, обрабатывать землю, как Бог велел и, как работали наши деды и прадеды.

Обвиняли в том, что предлагал молодым венчаться в церкви, что ни один из верующих не подписался на заем обороны страны, что проводил сборы среди населения для нужд церкви, которые были объявлены незаконными и за что Василий Николаевич Шергин был оштрафован сельсоветом, и даже в том, что со своих ульев (их было у о. Василия — 5) он собирал по 3 пуда мёда, а из колхозных ульев не выкачали ни одного грамма.

Но самым серьёзным было обвинение о связях с группой церковников и, проводимой вместе с ними контрреволюционной деятельности.

Тогда же Шергину Василию Николаевичу было предъявлено обвинение в преступлениях, предусмотренных ст. 16-58 п.2, ст.58 п.10 ч.1, ст.58 п.11 УК РСФСР, а 30 октября было объявлено, что дело его окончено.

16 ноября состоялось заседание «тройки» при управлении НКВД по Вологодской области, на котором постановили: Шергина Василия Николаевича – расстрелять.

Приговор приведен в исполнение 26 ноября 1937 года на Поповых горах, близ города Кадникова в Сокольском районе Вологодской области. (Архивно-следственное дело П-8722: о ликвидации контрреволюционной фашистской повстанческой группировки в Сокольском районе.)

17 мая 1960 года решением Верховного Суда РСФСР Шергин Василий Николаевич за отсутствием состава преступления был реабилитирован.

В большом доме репрессированного священника Советская власть оборудовала медпункт, который находился там до 1994 года. Дом этот не конфисковали, как это было принято в то время, а взяли в аренду большую часть дома, и сельский совет платил матушке Елизавете арендную плату, которая помогала ей выживать.

Детей у Шергиных не было, а родственники не хотели показывать связь с семьёй репрессированного. Матушка Елизавета умерла в 1956 году, в возрасте 80-ти лет, так и не узнав о том, какие мучения и страдания выпали на долю её мужа.

В 2011 году у Замошского храма установлен Поклонный Крест с увековечением имён священников, которые когда-то служили в церкви, их жен. На сохранившемся до наших дней доме священника В.Н. Шергина установлена мемориальная доска.

С 2011 года в Замошье проводятся Покровские краеведческие чтения.

Автор: Глухова Светлана Рафаиловна, учитель истории, город Сокол (2018 год)

Источник: multiurok.ru  

 


 

Вернуться назад, к списку: Священники, церковнослужители и миряне, пострадавшие за веру православную в годы политических репрессий, связанные судьбами с Сокольским районом Вологодской области

Пострадавшие за веру священники, церковнослужители и миряне

2 Комментарии

  1. Андрей:

    Интересно! Спасибо за рассказ о добром и сердечном человеке. Но хотелось бы знать имена «тройки».

    • Alla:

      В Вологодской области «тройка» НКВД была сформирована в составе:
      1. Жупахин Сергей Георгиевич (начальник областного управления НКВД, уроженец Подмосковья)
      2. Люстров Николай Алексеевич — второй секретарь областного оргбюро ВКП(б) (арестован в декабре 1937 года, расстрелян в 1938-м, реабилитирован в 1957-м)
      3. Савгиров — заместитель прокурора Вологодской области по спецделам (имя и судьба неизвестны).
      «Тройка» начала работу 2 ноября 1937 года.

      В дальнейшем в состав «тройки», кроме начальника УНКВД Жупахина, входили:
      Комаров 1-й секретарь Вологод. обкома ВКП(б) и Овчинников 2-й секретарь Вологод. обкома ВКП(б)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *