Православные приходы и
монастыри Севера

Клировая ведомость Оларевской Николаевской церкви Вологодского уезда за 1898 г. (фрагмент)

Церковь Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского Чудотворца, что в селе Олареве. Построена тщанием прихожан и освящена в 1773 году. О постройке её и первоначальном существовании никаких преданий не имеется. Зданием церковь каменная, двухэтажная, с таковою же в одной связи колокольнею и обнесена каменною оградою с железными решетками и воротами. Престолов в ней два, первый в верхнем холодном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы и второй в теплом во имя Святителя Николая, Архиепископа Мир-Ликийского Чудотворца.

Утварью церковною достаточна. Риз лучших 6; стихарей 8; риз средних 3; стихарей 2; ветхих риз 1; стихарей 1. Два серебряных позолоченных ковчега. Первый весом 5 фунтов 22 золотника; второй весом 2 фунта 5 золотников. Серебро обоих ковчегов 84 пробы. Евангелий 6; из них 5 в лист и одно в 1/4 долю листа. Первое обложено красным бархатом, верхняя доска серебряная позолоченная; средник и Евангелисты литые. Нижней доски средник и наугольники серебряные позолоченные; весом 1 фунт 50,5 золотника. Серебро 84 пробы. Второе Евангелие стоимостью в 90 рублей. Величиною и формою подобно первому и из такого же материала. Третье красного бархата, на верхней доске средник и Евангелисты серебряные не пробные, на нижней доске средник и наугольники медные, отбеленные, ветхое. Четвертое обложено медными отбеленными досками; средник и Евангелисты позолоченные. Пятое обложено красным бархатом; средник серебряный не пробный, а наугольники на обеих досках медные отбеленные. Шестое обложено медными отбеленными досками, ветхое. Одна серебряная дароносица весом 72 золотника. Серебро 84 пробы. Крестов 3. Первый серебряный позолоченный 84 пробы весом 83 золотника, жертвованный. Второй серебряный же позолоченный весом 1,5 фунта, но серебро не пробное и один небольшой серебряный не пробный. Сосуды двои. Первые серебряные позолоченные 84 пробы весом 2 фунта (89 золотников) 93 золотника. Вторые тоже серебряные позолоченные 84 пробы весом 2 фунта 89 золотников. Кадил два. Одно серебряное 84 пробы весом 2 фунта и одно медное. Купелей для крещения младенцев две из коих одна медная отбеленная, а другая внутри луженая. Венцы для бракосочетания, чаша для водоосвящения, сосуды для освящения хлебов и поминовения усопших, подсвечники и паникадило медные, и некоторые отбеленные. Аналои и столы имеются в достаточном количестве. Книги для годового круга богослужений имеются все и к употреблению годны.

Притча при сей церкви положено быть Священнику, Диакону и Псаломщику.

Земли при сей церкви всей вообще 39 десятин 1734 сажени. В том числе под строением и проселочными дорогами около 2 десятин; усадебной и огородной земли 1 десятина 1455 сажен. Выгод от огородов не получается, кроме домашнего продовольствия членов притча с семействами и то в недостаточном количестве. Пахотной земли до 25 десятин, на которую кроме полос, запускаемых под покос по недостатку сена, высеяно было причтом в настоящем году: ржи 5 четвертей; овса 11 четвертей; ячменя 1 четверть и льну 2 пуда. В приполонь у всего причта было: ржи 25 четвертей, овса 34 четверти, ячменя 4 четверти и льну 6 пудов. Сенокосной земли до 8 десятин. Сена с оной и запущенных полос снято до 25 возов средней величины, каковое и употреблено причтом для прокормления домашнего скота. Выгод от скотоводства не получается, кроме домашнего продовольствия членов причта с семействами. Кроме означенной земли по духовному завещанию крестьянина нашего прихода А. Бабашева в 1885 году утверждена за церковию пожня, приносящая доходу в церковь до 25 рублей, и другая в пользу причта с коей снимается осоки до 12 возов. Пустошей со строевым или дровяным лесом не имеется. Дрова, жерди и колья для огородов причт приобретает за деньги, расходуя на это ежегодно больше 70 рублей. Выгона для скота нет. Рыбный ловель и других каких-либо угодий, приносящих пользу церкви или причту нет.

Домы у Священника и Диакона собственные, деревянные, стоящие на церковной земле. Псаломщик живет в церковной сторожке.

На содержание причта с 1855 года получается из Вологодского Губернского Казначейства жалования 160 рублей в год. В 1880 году пожертвован вологодским купцом А. Андреевым в пользу причта 4% банковский билет в 100 рублей, в 1890 году пожертвован С.-Петербургскою купчихой О. Григорьевой 5% непрерывно-доходный в 500 рублей. В 1893 году крестьянином нашего прихода И. Самичевым пожертвован 4% билет вечного вклада в 200 рублей, % с которого получается церковью и причтом пополам. В 1894 году отставным рядовым нашего прихода Николаем Власовым пожертвован билет Государственного Казначейства в 50 рублей. В 1898 году пожертвовано вологодскою купчихою А.М.Филатовой вечным вкладом 200 рублей 3,5%, с которых % получается в пользу причта. В течение 1898 года за молебствия, поминовения, славу и другие требаисправления на весь причт получено четыреста сорок рублей четырнадцать копеек (440 рублей 14 копеек). В праздники пасхи и Рождества Христова при славе получается зерновой хлеб коего собрано причтом на 30 рублей. Всех вообще выгод с выгодами от хлебопашества за исключением расходов на обработку земли в 1898 году на весь причт получено семьсот сорок рублей семьдесят копеек (740 руб 70 коп). Содержание причта посредственное.

Здания принадлежащие церкви: 1., деревянная келья для помещения церковного сторожа; 2. Амбар для хранения хлеба и разного церковного имущества и 3., другой такой же амбар.

Расстояние сей церкви от местного О. Благочинного в 20 верстах; от г. Вологды в 22 верстах.

Ближайшие к сей церкви следующая: Николаевская Возимская в 11 верст; Воскресенская Боровецкая в 11 верстах; С. Преображенская Рабангская и Димитриевская Раменская в 12 верстах. Препятствий к сообщению нет.

Приписной церкви в сем приходе нет.

Домовой церкви тоже нет, а существует лишь в приходе одна деревянная часовня в деревне Герасимове принадлежащая Заоникиевской Пустыни. Молебствия в оной совершаются однажды в год монахами означенной пустыни. Когда и по какому случаю построена эта часовня неизвестно. Поддерживается она усердием жителей того селения, в котором находится, средствами Пустыни и добровольными подаяниями проезжающих и прохожих по большой почтовой дороге, при которой стоит сея часовня.

Источник

ГАВО Ф.496 Оп.4 Д.109 Клировые ведомости Вологодского уезда за 1898 г.

Подготовка материала: А.Н. Попов, Е.И. Чистикова.