• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Мастер

Иван Каляев и революционный террор, или Что бы сказала святая Елизавета Федоровна?

Поиск ответов на мучающие вопросы в нелегкий для России период истории привел Ивана Каляева в партию социалистов-революционеров (эсеров).

Michal Baranski, Shutterstock.com

Будучи еще беспартийным, он писал такие стихи:

Христос, Христос! Слепит нас жизни мгла.
Ты нам открыл все небо, ночь рассеяв,
Но храм опять во власти фарисеев.
Мессии нет — Иудам нет числа…
Мы жить хотим! Над нами ночь висит.
О, неужель вновь нужно искупленье,
И только крест нам возвестит спасенье?..
Христос, Христос!.. Но все кругом молчит.

Каляев стал членом Боевой организации эсеров, которая в начале прошлого века осуществила ряд громких политических убийств.

Наиболее дерзкое из них произошло 4 февраля 1905 года. В этот день Иван Каляев должен был бросить взрывное устройство в карету великого князя Сергея Александровича. Первоначально теракт готовился на 2 февраля. Однако когда в этот день вечером Каляев бросился к карете и уже поднял руку, чтобы бросить снаряд, он вдруг увидел, что рядом с великим князем в карете находится его жена — великая княгиня Елизавета Федоровна — с двумя детьми.

Каляев не стал бросать бомбу и пропустил карету. Объясняя потом свой поступок, он скажет сотоварищам по партии: «Я думаю, что я поступил правильно, разве можно убить детей?»…

А потом произошло событие, удивившее многих. Похоронив супруга, великая княгиня Елизавета Федоровна посетила Каляева в тюрьме, простила его от имени мужа и от себя, а уходя, сказала:

- Я прошу вас, возьмите от меня на память иконку. Я буду молиться за вас…

Когда великий князь Константин Константинович (поэт, переводчик и драматург, печатался под псевдонимом К. Р.) узнал о поступке княгини Елизаветы Федоровны, он записал в своем дневнике: «…Такое мужество, такая высота души прямо невероятны. Она — святая». После оглашения приговора Иван Каляев отказался подать прошение о сохранении жизни, хотя ему намекали, что благодаря хлопотам великой княгини царь подготовлен к положительной резолюции.

Иван Каляев был одним из тех немногих революционеров-небольшевиков, которым советская история дала право на память. Доживи он до «великого» октября, он бы разделил трагическую судьбу членов партии эсеров. Повешенный же в 1905 году, Иван Каляев не представлял угрозы для партии «пролетарской революции». Именем Каляева были названы улицы во многих городах России — компартия, организатор массового террора, с уважением относилась к революционерам-террористам.

В последние годы в ходе переоценки событий истории в адрес Ивана Каляева летит немало камней, в то же время такие имена, как, например, Ленин и Дзержинский, покрыты толстым слоем глянца. Как бы критически мы ни относились к личности Ивана Каляева, думается, мы не должны забывать, что этот человек был прощен святой Елизаветой Федоровной.

Революция и революционеры — это наше прошлое, которое необходимо осмыслить. И если среди бесов революции оказался человек, который считал, что нельзя убить ребенка, то он стоит того, чтобы мы отнеслись к нему с пониманием и сочувствием, как это сделала сама Елизавета.

…Один из поклонников Белого движения предложил переименовать краснодарскую улицу Каляева в улицу генерала Корнилова. Как известно, этот генерал после Февральской революции, взяв на себя жандармские функции, арестовал и императрицу, и ее детей. Что бы сказала св. Елизавета, услышав о подобном переименовании?

Статья опубликована в выпуске 14.05.2012
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (35):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Мы все как то привыкли обсуждать тему статьи, а не саму статью А статья наводит на размышления. И это главное.

    Оценка статьи: 5

  • Андрей Владимиров Читатель 14 мая 2012 в 20:09 отредактирован 14 мая 2012 в 20:10 Сообщить модератору

    Извините, но Есть нюансы.

    читать дальше →

    Оценка статьи: 3

    • Андрей Владимиров, Вина - дело индивидуальное. Да, Каляев виноват в том, что убил человека. Но его вина несравнима с виной Корнилова,который, переоценив свои силы, ухудшил положение Временного правительства и дал Ленину возможность захватить власть. Генерал Корнилов оказался неудачливым кандидатом в Наполеоны. Однако говорить об этом с поклонниками генерал Корнилова бесполезно. Ваши замечания в адрес В.К.Елизаветы Федоровны, на мой взгляд просто бестактны. Великая княгиня Елизавета Федоровна - единственная из Романовых, святость которой никто из православных не ставит под сомнение.

  • Читайте Нагибина о Каляеве и мести жены убитого. Там все сказано.

    • роман солодов, Я понимаю, что мы все родом из страны Советов и Вы советуете мне прочитать Нагибина. Вы не могли бы сказать что-то конкретно. Одну и ту же книгу можно прочитать по-разному. Во времена Каляева люди читали Достоевского и уходили в революционеры. Сейчас люди читают Достоевского и проклинают революцию…

  • Ашот Довлатян Ашот Довлатян Читатель 14 мая 2012 в 17:40 отредактирован 14 мая 2012 в 17:41 Сообщить модератору

    Ну вообще, это мечта гражданина и честного историка, чтобы история была нерперывной и объективной, не переписываемой под политическую конъюктуру. А у нас? Сначала Романовы пишут свою летопись, потом большевики - свою, теперь оккупанты - вообще не нашу. Конечно это ненормально! Конечно принимать её надо такой, какая она есть. Только тогда она и будет своей и целой.
    ***
    По статье. Она несколько разрывается резким переходом к выводу в последних абзацах.

    Оценка статьи: 4

    • Ашот Довлатян, Что касается «романовской» истории, то русская дореволюционная история была прекрасна своей неточностью. Сталин превратил историю в разряд точных наук. Историк превратился в теолога, который должен был повторять, то, что говорили партийный шаманы. Стоило историку отклониться от генеральной линии партии, то он тот час же предавался анафеме. Мы еще до сих пор болтаемя в обломках сталинской историографии.

      • Валерий Хачатуров, уже не болтаемся - пытаются переписывать на самом высшем уровне. А вот о преемственности, взаимосвязи, целостности речи и нет (если так и дальше будет курс держаться) - резкая отграничительная черта. Нонсенс на грани государственной измены!

        Оценка статьи: 4

        • Ашот Довлатян, Помните летописца из поэмы «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» Алексея Константиновича Толстого?
          «Ходить бывает склизко / По камешкам иным. / Итак, о том, что близко, / Мы лучше умолчим»
          Трагедия историка заключается в том, что он является потенциальным предателем. Он должен говорить не только о славных страницах истории своей страны, но и о позорных.

          Предлагая свою тему о Каляеве, я хотел лишь напомнить о том, что кроме террориста Ивана Каляева, был и христианин Иван Каляев. Что же касается самой партии эсеров, то необходимо отметить, что эта партия занималась не только террором. Эта партия пыталась в российских условиях объединить социализм с демократией. С одной стороны ее били социалисты, отвергающие демократию, с другой стороны – ее били демократы, отвергающие социализм…
          Кстати, летом этого года исполняется 90 лет как состоялся суд над партией эсеров.

          • Ашот Довлатян Ашот Довлатян Читатель 14 мая 2012 в 23:57 отредактирован 15 мая 2012 в 00:02 Сообщить модератору

            Валерий Хачатуров, по мне, надо записать так: Каляев, родился, рост, вес, сделал то-то, состоял там-то, не взорвал в первый раз потому-то, эсер, вероисповедание такое-то и т.д.

            А вот восхищаться тем, что он не сделал так потому, что он христианин и умиляться его набожности или доброте к детям - это уже с исторической, архивной точки зрения будет художественным вымыселом или авторским субъективным допущением, для истории-науки неважным, как например и мнение реакционера, что убивать нужно всех. Это уже относится к биографии от одного автора, от другого она будет другой.

            Сами понимаете, что для объективной истории это не годится. И так принимать историю прошлого не нужно. Ибо это будет такой же крайностью, как и восхищение большевиками или монархистами.

            Хотя, как православному, поступок Каляева мне симпатичен. Но это моё мнение и оно не должно быть официальной историей, которая должна быть как можно более хронологичной. А вот от сухой хронологии пусть и пишутся уже исторические труды или фантазии. Но в официальной хронологии должны быть все факты, а не только выгодные сейчас.

            Я понимаю, что это фантастика. Потому я знаю, что ничего не знаю.

            Оценка статьи: 4

            • Ашот Довлатян, Как отмечал Карамзин, любовь и ненависть плохо мирятся с истиной: первая в восхвалении, вторая – в осуждении. Возможно, что я написал коряво и непонятно. Речь идет не о восхищении
              Речь идет о человеке, который остался в рамках христианской морали, и которого простила св. Елизавета.
              Станет ли история правдивей, если вместе с террористом Каляевым, мы забудем христианина Каляева, и примем ту историю, которая восхваляет генерала Корнилова?

              • Ашот Довлатян Ашот Довлатян Читатель 15 мая 2012 в 06:22 отредактирован 15 мая 2012 в 06:23 Сообщить модератору

                Валерий Хачатуров, разве не убивать ребёнка - это только христианская отличительная черта? Просто то, что он христианин более значимо для богословия, нежели для истории. Ведь та же жертвенность советских солдат-атеистов равна по значимости поступку Кляева, но уже не указывает на значимость христианства в данных поступках.

                Потому, для истории важно, что Каляев не убил детей, а для богословия важно, что он сделал это, возможно, исходя из христианских побуждений. Хотя, в тех же канонах нет и никакого указания на убийства людей вообще, в т.ч. и политических противников.

                Получается какое-то раздвоение у Каляева: христианское отношение к детям и нехристианское - к людям.

                Оценка статьи: 4

                • Валерий Хачатуров Мастер 15 мая 2012 в 08:50 отредактирован 15 мая 2012 в 08:51 Сообщить модератору

                  Ашот Довлатян, / разве не убивать ребёнка - это только христианская отличительная черта? /

                  Я не понимаю - зачем задавать подобный вопрос в теме посвященной Каляеву, который искал ответы, обращаясь к Христу?

                  Я понимаю, что открыв тему о Каляеве, я поставил себя под удар: даю повод для обвинения в оправдании терроризма. Позвольте задать вопрос: «А кого оставляют нам в героях?»
                  В Краснодаре, где я живу, в районе улицы им. Каляева есть ул. им Атарбекова.
                  В годы Гражданской войны чекист Георгий Атарбеков оставил кровавый след и на Северном Кавказе, и в Астрахани, и в Армении. Кстати, элементы раздвоения можно, если учесть, что говорили об Атарбекове кубанские краеведы, были и у Атарбекова: он был жестоким армянином, но замечательным чекистом…

                  • Валерий Хачатуров, ну вы господа и договорились. Ах какой примерный христианин - детишек пожалел. А то что он намерено пошел на убийство человека - это как с христианством вяжется? Ответы он у Христа искал? Если бы искал, то нашел бы. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга,не так, как Каин, [который] был от лукавого и убил брата своего.(1Иоан.3:10-12) И если убийство человека это правое дело и проявление любви, то по этим меркам Каляев несомненно христианин.

                    Оценка статьи: 5

                    • Александр Петров, Противоречие между нехристианской этикой эсеров, нарушавших заповедь «не убий» с их же христианской психологией, которая заставила эсера Каляева отложить покушение, чтобы не пострадала женщина и дети, именно это противоречие радикально снял большевизм, который вообще отказался от христианства.
                      Пройдет несколько лет и поэт Игорь Северянин спросит в одном из своих стихотворений: «Зачем православные Бога забыли, / Зачем шли на брата, рубя и разя…»

                      • Валерий Хачатуров, не-е-е, я чего то недопонимаю. Христианская этика вступает в противоречие с христианской идеологией? Вообще то это возможно. Но думаю что только в палате №6, там любой может себя кем угодно назвать. Даже убийцы могут считать себя христианами. Но если Каляев христианин, то кто тогда Мать Тереза?

                        Оценка статьи: 5

                        • Валерий Хачатуров Мастер 16 мая 2012 в 00:40 отредактирован 16 мая 2012 в 00:44 Сообщить модератору

                          Александр Петров,к чему вспоминать палату №6? Если говорить о палате №6, то пациентам этой палаты простительно не видеть разницы между эсерами и большевиками. И не надо сравнивать несравнимое.
                          Каляеев был революционером,который оставался еще в рамках христианской морали , а Мать Тереза революционеркой не была.

                          • Валерий Хачатуров, террорист-христианин? Приплыли что называется. Пошел я. Афтар,пиши исчо!

                            Оценка статьи: 5

                            • Валерий Хачатуров Мастер 16 мая 2012 в 09:40 отредактирован 16 мая 2012 в 18:46 Сообщить модератору

                              Александр Петров, Не надо забывать, что Христос, только не пожелал, чтобы Его защищали мечом, но он не отверг меч. Осуждая Каляева, не стоит забывать о тех христианах, которые, будучи, официально, не террористами, участвовали в дворцовых переворотах и цареубийствах. Кстати, царствование Романовых начиналось с казни «Вороненка», сына Марии Мнишек. Насколько укладывается в рамки христианской морали казнь ребенка?
                              Помните Алешу Карамазова, который на вопрос брата Ивана, что сделать с генералом, который затравил на глазах матери ее ребенка, отвечает: "Расстрелять!".
                              Каляев - это в некотором роде Алеша Карамазов.

                  • Валерий Хачатуров, тема хоть и о Каляеве, но говорил я с самого начала не о нём.

                    Оценка статьи: 4

                    • Ашот Довлатян, Если говорить об истории в общем, то она еще не занимается поиском правды, а остается политикой, обращенной в прошлое. В красной истории были забыты имена многих людей, которые, по мнению партийных историков, были недостаточно красными. Судьбы этих людей совершенно не интересуют создателей новой истории.
                      Например, нынешний кубанский школьник, изучая историю Гражданской войны, не узнает о том, весной 1918 г. советскими войсками на Кубани, командовал главком Автономов.
                      В свое время Автономова обвинили в отказе подчиниться советско-партийному контролю, и он был предан забвению. Заговор молчания по отношению к Автономову продолжается и сейчас, при этом восхваляется полководческий талант генерала Корнилова, который был разбит Автономовым, бывшим хорунжим Войска Донского.

                      • Валерий Хачатуров, нужна ли сегодня объединяющая история? И будет ли история сегодня объединяющей, если начнут противопоставлять одних другим? Не знаю. Думаю, что нет.

                        Но то, что вспомнить нужно всё и всех, поддерживаю. Как это сделать без реакционного подтекста, кто это будет делать? Не знаю.

                        У заказчика - государства - явные другие интересы, но не стабильность.

                        Оценка статьи: 4

                        • Ашот Довлатян, История должна быть, не объединяющей, а правдивой. Мариэтта Шагинян, посетив Францию, была удивлена тем, что в республиканской Франции выходя книги, в которых отмечается героизм вандейцев и стоит памятник вандейцам. ( Во Франции, между прочим, стоит памятник русским воинам, погибших в годы ПМВ, а в России подобного памятника нет) .
                          И если какая-то инициативная группа желает поставить памятник генералу Корнилову, то это можно понять. Непонятно другое: зачем этот памятник пытаться представить как символ примирения?

                          • Валерий Хачатуров, а памятники на всеобщее лицезрение разве обязательны, если нет большого количества сторонников их установки?

                            Оценка статьи: 4

                            • Ашот Довлатян, Делайте выводы сам.

                              «Итак, в Краснодаре предпринято сооружение памятника лидеру белого движения генералу Л.Г. Корнилову (на месте его гибели при штурме Екатеринодара в 1918 году) и мемориала Добровольческой армии. Когда была разработана концепция мемориала, она поражала несоответствием тому уровню осмысления трагедии Гражданской войны, который с трудом в исторической науке всё-таки был достигнут. Ведь наконец-то, казалось, уяснилось в обществе, что революция и Гражданская война – это общенациональные катастрофы. По всей России установлены памятники Примирению. По всякой логике и тут, на Юге России, где братоубийственная война отличалась особой жестокостью, должен быть бы сооружён мемориал всем её жертвам. Ну, хотя бы потому, что в Гражданской войне правых не бывает, все ответственны за срыв общества в разрушительный революционный анархизм.

                              Писатель Пётр ТКАЧЕНКО,
                              Новый раскол?

  • "Его могли бы прикончить собственные товарищи по партии за проявленную слабость.
    А вообще говоря, давно пора принять прошлое..."

    История не терпит сослагательного наклонения!

  • Каляеву, в некотором смысле, повезло. Его могли бы прикончить собственные товарищи по партии за проявленную слабость.

    А вообще говоря, давно пора принять прошлое, каким оно было, и перестать заниматься бесполезными играми по переписке истории.

    Оценка статьи: 5

    • Валерий Хачатуров Мастер 14 мая 2012 в 10:25 отредактирован 14 мая 2012 в 12:35 Сообщить модератору

      Марк Блау, Чтобы принять прошлое, надо кроме двух цветов различать и оттенки. А так получается, что меняем красное на белое.
      ***
      Из воспоминаний Бориса Савинкова.
      "Каляев вернулся ко мне и передал мне свой снаряд. В 12 часов я встретился с Дорой и отдал ей обе бомбы. Она молча выслушала мой рассказ о случившемся. Окончив его, я спросил, считает ли она поступок Каляева и наше решение правильным.
      Она опустила глаза.
      - "Поэт" поступил так, как должен был поступить.
      ***
      "Поэт" - партийная кличка Каляева.