Двадцать седьмой запасной авиационный полк

Двадцать седьмой запасной авиационный полк

Двадцать седьмой запасной авиационный полк

Двадцать седьмой запасной авиационный полк

Кадников: Небольшой уютный провинциальный городок

Довоенный Кадников. Небольшой провинциальный уютный городок с зелеными, прямыми улицами. И люди в нем добрые, открытые и сердечные. По переписи 1939 года 360 деревянных домов, 13 кирпичных и около 1500 человек жителей.

В городе были промышленные предприятия льнозавод, МТС, пищекомбинат, артель инвалидов (имевшая сапожную и швейную мастерские, фотографию), электромельница, промкомбинат с цехами, культурные, просветительные учреждения. Город с многовековой историей жил мирной жизнью.

На землях в окрестностях города располагался колхоз «Ленинец». Были свое сельпо, больница, аптека.

Через Кадников проходил знаменитый Архангельский тракт, по которому в ссылку прошел Протопоп Аввакум. По нему проходили Петр 1 и юный Ломоносов. Город политической ссылки, и город, давший стране много талантливых людей.

Лето 1941 года. Ласковое, теплое. Дружные всходы на засеянных полях радуют взгляд. И мечты людей радужные, светлые.

21 июня в школах, педучилище выпускные вечера. Беззаботно и весело кружатся в танце юноши и девушки, получившие путевку в большую взрослую жизнь. И никто не предполагал, что завтра…

Война! Город объявлен на военном положении. Горсовет работает круглосуточно. В ряды защитников Родины мобилизовано все взрослое мужское население. Многие юноши и девушки ушли на фронт добровольцами.

Появились первые эвакуированные. Прибыли Ленинградский детсад фабрики «Скороход» в количестве 180 человек детей вместе с обслуживающим персоналом, государственный архив из Карелии (его разместили в Ильинской церкви).

Весной 1941 года поля между Кадниковым и деревнями Ерденево, Филяево и Лопатино были засеяны рожью, пшеницей и, для эксперимента гречихой. К удивлению колхозников в июле 1941 года, когда хлеба еще не созрели, пришел приказ приступить к уборке урожая. Косили вручную и жали серпами. Рядом со взрослыми трудились дети и подростки. Семилетние пацанята отвозили хлеб на овин. Незрелый хлеб шел на корм скоту.

Вслед за уборкой поступил приказ снять стерню. Поле приняло кровушку босоногих ребятишек, так как многие не имели обуви. Пласты снимали лопатами, принесенными из дома. Техники не было. Прибыли из сел по мобилизации колхозники. Холм срыли. Землю уплотняли, укатывали большими катками. Один каток тянули 6-10 женщин. Из отпусков отозвали учителей. По 2 часа ежедневно трудились служащие на площадке (слово аэродром произносить запрещалось), рядом работали заключенные.

27 запасной авиационный полк (с 1941 по октябрь 1942 года)

27 запасной авиационный полк (с 1941 по октябрь 1942 года)

А в это время из Архангельска на станцию Сухона в контейнерах стали поступать американские самолеты: «Кобры», «Тамагауки», тихоходные английские «Харрикейны» с мелкокалиберными пулеметами в крыле. Часть этих самолетов разгружалась на станции, перегружалась на баржи и по реке Сухона доставлялась на левый берег у Рабанги. Здесь была третья группа инженера Часовикова.

Самолеты собирались на аэродроме, который располагался на полях у деревни Ершово на так называемых «бродах». Поступление иностранных самолетов потребовало обучение летно-технического состава. Вот для этой цели в Кадникове скоростным методом и строился аэродром. Осенью 1941 года он был готов. На нем находился двадцать седьмой запасной авиационный полк (с 1941 по октябрь 1942 года).

Двадцать седьмой запасной авиационный полк

Обучались летчики и техники для работы на иностранных самолетах. Военных разместили в школьных зданиях, детдомах. Часть офицеров жила на частных квартирах. В здании за нынешним домом культуры, прозванным военным городком разместили столовую, продуктовый и вещевой склады и другие хозяйственные объекты.

Солдаты строили ангары для самолетов. Штаб располагался на улице Коммунистов. В свободное от полетов время офицеры ходили в клуб, встречались со школьниками, рассказывали им о героях-летчиках. Первое время шум моторов был непривычен. Самолеты так низко пролетали над городом, что у дома на улице Красной, несколько раз сносило трубу.

Было установлено дежурство, по 2 человека на квартал. Хождение в ночное время было запрещено. Вражеские самолеты над Кадниковым пролетали не однажды, но не бомбили. Самолеты часто поднимались в воздух, уходили на задание. Поступающие самолеты были не очень надежными. На аэродроме в Кадникове потерпели аварию несколько американских самолетов фирмы «ALCOA». Погибли два летчика. Они захоронены у деревни Большое Село.

Двадцать седьмой запасной авиационный полк

После расформирования двадцать седьмой запасного авиационного полка в Кадникове располагалась воинская часть 06985. Это условное наименование принадлежало 142 комендатуре авиационного гарнизона ВВС, которая формировалась на базе 113, 135, 136 комендатур промежуточных аэродромов.

В задачи промежуточных комендатур входило авиационно-техническое обслуживание, пролетающих по трассе самолетов и летных экипажей.

Рабочий день автомехаников начинался с двух часов утра и длился весь световой день. В части служили отличные специалисты авиа дела. Некоторых из них жители Кадникова знают и по их мирной трудовой деятельности.

Гвардии лейтенант Григорий Никитович Карташов, выпускник Ленинградского военного училища. Был заместителем старшего техника А. Э. по вооружению. Участвовал в боях на Украине. Во время нахождения на Сталинградском фронте обслужил 555 боевых вылетов. Материальную часть самолетов он знал в совершенстве.

Во время войны в городе на базе дома отдыха фабрики «Сокол» был организован профилакторий для отдыха летчиков. Каждую неделю специальным рейсом прилетал транспортный самолет с летчиками, нуждающимися в немедленном отдыхе.

Из воспоминаний А. Пирогова — директора школы в 1941 — 42 годах: «Жители Кадникова узнали, что в дом отдыха прилетели первые в Великой Отечественной войне Герои Советского Союза М. П. Жуков, П. Т. Харитонов и С. И. Здоровцев. Мы с учителями решили пригласить их на встречу…» (Г. А. Акиньхов «Вблизи фронтов»).

Отгремела война, но аэродромы в Кадникове и Соколе просуществовали еще несколько лет, но использовались они уже в мирных целях.

Кадников: провинциальный городок

Кадников: провинциальный городок

 

 

 

 

 


По воспоминаниям В. Н. Груздева, жителя Сокола: «Через некоторое время после войны на аэродроме у деревни Ершово был планерный кружок. После ликвидации аэродрома планер, правда без крыльев, долго находился в клубе ДОСААФ».

В. Н. Груздев при разборке старого дома в Красномайском поселке обнаружил обломки английского самолета, (обломок лопасти от винта), патроны, гильзы. Видимо в доме проживал кто-то из обслуги аэродрома. Находку Вячеслав Николаевич передал городскому музею.

А ангары для самолетов, уже обросшие малинником и крапивой, еще долго были видны на опушке леса напротив деревни Ершово.

В статье использованы материалы из книги Чуевой Н.В.. В работе использованы: изыскательская работа Вероники Солнопековой, воспоминания Е. А. и Г. Ф. Скибы, В. Н. Груздева, а также справочник-путеводитель Г. А. Акиньхова «Вблизи фронтов», архивные материалы Кадниковского краеведческого музея.

Alla
Alla
Если хотите предложить материалы для публикации на сайте, высказать замечания или задать вопрос, воспользуйтесь следующей формой: Написать сообщение

1 Комментарий

  1. Валерий Пономарев:

    В начале 50-х мы бегали из поселка Красномайский (я жил на улице Урицкого) в Ершово смотреть, как поднимают в воздух планер. Сотрудники аэроклуба прицепляли его к самолету-биплану (народное прозвище «кукурузник»). Самолет и планер разгонялись по земле и поднимались на необходимую высоту, после чего трос сбрасывали на землю, а планер летал независимо от самолета. В.П.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *