Корбанга — История Воробьёвского сельского поселения

19. 08. 2012

Корбанга — История Воробьёвского сельского поселения

Здравствуйте, друзья. Сегодня некоторая информация о Воробьёвском сельском поселении, что в Сокольском районе Вологодской области.

Население Корбангских земель испокон веку были землепашцами: сеяли рожь, овес, лен, сажали картофель. Хлеба не хватало, поэтому крестьяне уходили в Пошехонский уезд Ярославской губернии на заработки — в работники да пастухи. Имеющие небольшие наделы, сдавали их в аренду соседям.

Зимой работали на лесозаготовках в Семигородней. Ходили и с обозами по доставке товаров. Все деревни по берегам рек Корбанги и но правому берегу Двиницы, принадлежали купцам Резухину и Шилову.

Деревянные дома в деревнях Воробьёвского сельского поселения имели большие дворы для скота. Убранство помещений простое. Освещением служила лучина, вставляемая в небольшой железный трезубец. Угли падали в корытце с водой. При лучине пряли и ткали. Спали на полу, печи и полатях. Постелью служил матрац, набитый соломой, одеялом — овчина или дерюга; из мебели: стол и длинные лавки вдоль стен. Мылись в печах.

Наделы и переделы земли производились по едокам. 33 деревни Корбангской волости Вологодского уезда упоминались в начале 17 века, остальные появились позднее и принадлежали они светской вотчине, а часть их Дионисиево-Глушицкому монастырю.

Неповторимо красивы просторы Корбанги. Есть даже место, названное Воробьевскими Карпатами.

Корбанга — История Воробьёвского сельского поселения

Многие крестьяне жили небогато — половина всех хозяйств и треть всех крестьян волости.

На правом берегу Двиницы в деревне Сукманница 10 домов, с полусотней жителей.  На дворах стояло от 3 до 5 коров. 2 лошади, стадо овец, свиней, куры. Пахотной земли и сенокосов имелось вволю. Деревня под барщиной не была. Дома у жителей добротные, имелся общий сад с яблонями, малиной и хмелем.

Все делили по хозяйствам. Ходили в церковь за семь километров. Грамотностью не блистали. В 30-е годы Корбанга пополнилась переселенцами, в 40-е поляками. В 1932 — 33 годах жители вступили в колхоз «Нелидовец»,  в Кощеево колхоз назывался «Спайка».

Первая школа в Корбанге появилась в 1861 году. В 1877 году открыли училище. В 19 веке в Корбанге числилось две церковно-приходских школы и три земских училища.

В 1918 году открывается советская школа 2 ступени, чуть позднее единая трудовая школа 1 и 2 ступени, для ребят Двиницкой и Мольской волостей.

В 1920 году выходит постановление о создании в имении Горка школьного городка «Имени 3-го интернационала», где предусматривались детский сад, школа I и 2 ступени с сельскохозяйственным уклоном. Но средств не хватило, и в Горке осталась начальная школа.

На содержание школ вводится самообложение. Для борьбы с неграмотностью, в бывшей «казенке» организуется первый Корбангский клуб — Народный дом.

Корбанга — история Воробьёвского сельского поселения

С упразднением Корбангской волости, созданы сельсоветы: Воробьевский вошло 19 деревень; в Алексинский — 18 деревень; в Большедеревенский — 19 деревень.

Все — в составе Биряковского района. Территория Воробьевского сельсовета Сокольского района занимает около 400 квадратных километров. На ней расположено 47 населенных пунктов, с числом жителей чуть больше тысячи.

Храм Георгия Победоносца принимал своих прихожан на протяжении 200 лет. Звон его колоколов издалека был слышен и радовал души верующих. Располагался на территории Корбангской волости Кадниковского уезда в селе Георгиевское.

Корбанга — история Воробьёвского сельского поселения

Корбанга — история Воробьёвского сельского поселения

Корбанга — история Воробьёвского сельского поселения

Корбанга — история Воробьёвского сельского поселения

Корбанга — родина памятников старины и знаменитых талантливых людей.

В списке выявленных памятников Сокольского района значатся:

—  Усадьба в Деревне Горка, где гостил в имении Даниловой писатель П. В. Засодимский.

— Погост «Георгиевское» (комплекс, первая половина 19 века); церковь Георгия Победоносца с росписями и дом священника.

— Раньше была еще церковь Николы Чудотворца.

Все деревни делились на два прихода, а жителей приходов называли егоряна и ноколяна.

Источник: Чуева Н. В., книга «Сокольский район», Сокол, 2007г.
Автор фотографий: Кошелев Андрей Васильевич
Удачи вам! До скорых встреч на страницах сайта Ldk-Sokol.ru

Похожие Посты

Добавить в

Ранее были написаны:
  1. Храм Георгия Победоносца, село Георгиевское
  2. Деревня Воробьево: Памятник погибшим в годы ВОВ
  3. Родовой дом Сибирцевых, село Георгиевское

8 комментариев

  1. Ю.Шумилов

    Огромное спасибо за рассказ о Корбанге.
    Наталья Валерьяновна, к сожалению есть неточности:
    «Нелидовец» от деревни Нелидово, а Нелидово от Кощеева около 7 км и между ними с десяток деревень, а не рядом.
    Жителей приходов называли егоряна и ноколяна. Я — егорян. Прадед бывал старостой у «Егорья». Егоряна и николяна вечно дрались. Причины никто не знает. Это рассказывал еще мой дед. И я помню. Сукманница стоит на правом берегу Двиницы.
    Еще раз спасибо. Всего Вам доброго.
    Корбак, ныне Одессит.
    Ю. Шумилов

    • friend

      Доброго времени суток.
      Правки, исходя из Вашего комментария, внесены.
      Всего Вам доброго!

  2. Алексей

    Большое спасибо за материал! Окунулся в детство! Я внук Проворовых из д. Семакино 1976 г.р. (девичья фамилия бабушки — Семибратова из д. Ивановские). Всё детство и каникулы проводил на Корбанге. Часто спали на сеновале или на сарае с сеном (второй этаж над хлевом) под пологом. Один раз в малом возрасте меня мыли в русской печи на коврике из соломы. С электричеством раньше были перебои, и бабушка жгла лучины или керосиновую лампу.
    По рассказам бабушки раньше за каждой деревней был закреплён определённый праздник. Молодёжь снимала (как правило у вдовы) дом на праздник. За услугу делали в доме уборку или кололи дрова. Развлекались интересно: на святки ходили ряжеными, заливали двери, замазывали окна сажей, подкидывали кукол из соломы с изьянами проживающих в доме. Как-то даже засыпали снегом дом одной бабушки выше окон, она почти двое суток проспала, всё думала не светает. Одной из любимых забав было раскатить поленницу или по полену расставить в снег на тропку от одной деревни до другой.
    В деревнях было много скота (коровы, овцы). Нанимали пастухов на лошади, с утра они ходили с деревянными колотушками — собирали скот. Дети носили пастухам обед (как правило молоко, хлеб, картофель, овощи).
    Помню местные поговорки «не ходите на Курью — дрисня привяжется»; про говор проживающих в стороне д.Чучково — «Пока цяй пила котомицку цирикнули. А цяво в котомицке? -Две лепёцки да навёртыцек», также про некоторых местных «известных» личностей: «Теленя горский» — обжора был; «Саня Федейская» — нечистоплотная особа; «Кено шипоновский» — местный дурачок. Бабушкина сестра Павла Алексеевна нас маленьких ими попрекала за эти провинности, например если много ешь, то «хватить столько есть как Теленя горский» и т.д. Были у бабушки прялки с кусочками зеркал, ткацкий станок.
    Проживающих на р.Корбанге называли «корбангские водохлёбы» — чай пили много раз в день, обязательно из самовара, вода родниковая или «ришонка» из речки. Р.Корбанга имеет очень большой перепад по высоте от истока к устью, поэтому помню несколько случаев, когда в д. Семакино дождя не было, а сильная гроза проходила в районе д. Алексино, то через два-четыре часа речка выходила из берегов, уровень поднимался почти на метр. В сильное половодье (я помню только два таких) вода заливает площадь больше километра между д.Семакино,с.Гергиевское и д.Корино — образуется большой разлив, на который прилетали огромные стаи гусей. На р.Корбанге в д.Семакино была мельница (осталось только несколько свай), много ключей по берегам реки (на реке Двиница их очень много, в т.ч. недалеко от церкви в с.Гергиевском был большой ключ), под них раньше в берегу вкапывали кадки без дна, вода даже в жару ледяная, а на дне в песке видно как бьёт ключ (на р.Двиница таких ключей много прямо в дне реки). В речке есть раки, но мало (в р.Двинице больше), раньше было очень много рыбы. Бабушка рассказывала, рыбачить ходили с бреднем (сеть с хвостом и деревянными кольцами) на р.Двиницу всей деревней, потом делили рыбу по домам. Ещё по весне рыбу ловили в одиночку намётами (треугольная сеть на деревяннном шесте с поперечиной — буквой Т).
    В с.Георгиевском было школа (двухэтажная деревянная), в которой училась моя мама, при школе был сад. Позднее там была казарма для «стройбатовцев». На большие праздники (пасха, троица) приезжал в д.Семакино священник и всей деревней ходили в церковь в с.Георгиевское. Там остались захоронения местных священников. Нашел два ресурса по церкви Георгия победоносца (с.Георгиевское).
    Жаль, нет фотографий росписей — они там были очень красочные.
    http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=750
    http://sobory.ru/article/?object=20701
    Было бы замечательно дополнить Ваш материал старыми фотографиями церкви. В настоящее время к сожалению он полуразрушен, упал купол.
    Если Вам интересно, могу ещё информации пособирать и фото выслать.
    С уважением и благодарностью, А.Медведев.

    • Сергей Борисов

      У моего двоюродного брата Николая Шарикова ( он из Заполья ) жена из Проворовых

  3. Эльвира

    Здравствуйте, Алексей! Вам фамилия Силинский ничего не говорит? Может проживали когда-нибудь в Семакино Силинские или может быть слышали что-нибудь. В Сокольском РВК местом рождения моего деда, Силинского Сакердона, назвали д. Семакино. Теперь пытаюсь выяснить, так ли это?

  4. Нина

    а в Нелидове и Копылове б деревня говор был другой не на «ц» а на «ч» — крыльчо чиплята например мимо нашего крыльча пробёгала овча овча овча на хлибча овча не хочу хлибча а хочу синча еича куричи вот так

  5. Нина

    А колхоз в Нелидове и Копылове был «Путь к коммунизму» а потом стал «Доброволец»

Добавить комментарий для friend Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *