Здравствуйте, дорогие друзья сайта, сегодня предлагаю ознакомиться с продолжением очерков-воспоминаний: Многострадальная река Сухона, Рабанга и прочее, что мне прислали из Петербурга. Автор очерков пока не сказал, как Вам его представить (но я надеюсь, что вскоре я вам сообщу имя этого человека)
*** *** ***
Понятно, что жизнь людей, населявших эти места, была тесно связана с рекой. Воды набрать для питья, скотину пойлом обеспечить, в бане ли помыться — ходили с ведрами на Сухону-матушку. И с коромыслом.
Попробовал я это коромысло — да ну, плечи режет. А каждое ведро по десяти килограммов, а где и по двенадцати. И качаются же они, когда идешь, выплескиваются! Проще было в руках нести. Хорошо дом рядом с рекой, не так и устанут ладони. А в колодцах вода невкусна, в прудах, что кое-где накопаны — не ближе и идти, да и болотная она там, бурая, непроточная…
Сейчас, впрочем, пьют и такую, а из реки не берут, разве что помыться. Примечательно, что соседняя деревня вообще от берега на добрых полкилометра отстояла, и воды речной там и не пивали, только колодезную. Чай из нее соленый получался, не чай и вовсе. Так, у воды живя, без воды же и остались.
Топливо тоже по Сухоне плыло. Я уже упоминал про кошель на перекате Тетеревино, построен он был из бон — полрусла изогнутой цепочкой из трех бревен в связке закрывал . Потихоньку можно было и оттуда бревешко- другое приплавить, но широко этим никто не пользовался, государственное — считалось.
Иногда пригоняли плавкран и дерево все вытаскивали на берег в большую кучу. А потом обливали соляркой, кажется, и жгли.
С плавкраном тоже история была, работал он там, работал, и вот пришел буксирчик и переместил рабочий коллектив вместе с плавсредством к ближайшему магазину. Магазин этот в другой деревне находился, на противоположном берегу, недалеко.
Причалили кое-как, буксирчик ушел по своим делам, люди с крана — по своим, известно каким, а пока делами оными занимались, подустали немного и не услышали того самого характерного урчания.
Мимо прошла самоходка, прилив-отлив, и вот пошел вниз по течению, в сгущающиеся сумерки, по реке по Сухоне неопознанный плавающий объект, без руля и без ветрил, без огней ходовых и радиостанции — чисто летучий голландец.
Мы его с берега наблюдали, а где и как его поймали, про то неизвестно. Хорошо хоть, не столкнулся ни с кем. Поутру тот же буксирчик его обратно приволок.
Обычно же — идешь по берегу — там дровина лежит, там еще одна, и это все кем-то повыше затащено, чтоб не унесло. Означает — чья то. Потом распилят и дрова будут. А из кошеля и не брал почти никто.
А прабабушка рассказывала, что во времена более дальние кричали шкиперу, что на барже, груженой лесом к комбинату направлялась — «дяденька, скинь бревнышко!» Если скинет, значит, твое. Только поймать надо.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах сайта Ldk-Sokol.ru
1 Комментарий