Для приезжего человека, словосочетания «Порт Сокол» говорит о том, что это что-то огромное на берегу реки, где много судов. К сожалению, в нашем небольшом городке все иначе.
Когда-то действительно, в городе был порт, но сейчас остались только воспоминания и фотографии…
На фотографии административного здания Порта имеется полотно красноватого цвета. Еще несколько лет назад, такие «полотна» имелись на очень многих зданиях нашего города.
Мы раньше между собой называли Сокол»городом лозунгов и разбитых дорог» и это почти правда…. Но об этом в другом посте.
Многие сокольчане ещё помнят небольшое одноэтажное деревянное здание пристани «Печаткино» на берегу Сухоны на улице Беднякова.
В нём размещались кабинеты начальника порта, его заместителя, диспетчерская, бухгалтерия, библиотека и разные подсобные помещения.
Это ветхое здание снесено в 1981 году, после окончания строительства нового, а на его месте перед зданием заводоуправления Сухонского ЦБК, растёт вечнозелёная туя.
Пристань Печаткино – вначале причал и затон, возникла с появлением Сухонского целлюлозного и артиллерийского заводов для осуществления водных перевозок ещё до строительства железнодорожных веток к предприятиям и подчинялась Северному речному пароходству.
Оба завода закупили речные суда, а у железнодорожного моста появились новые причалы, где швартовались баржи, проводилась перевалка песка, пиломатериалов, бумаги. Так в Соколе появился свой речной порт.
После Октябрьской революции целлюлозный завод Печаткина, бумажная фабрика Суркова, артиллерийский завод вместе со всем флотом фабрик национализировали.
Ветхие деревянные здания котельной, механического и других цехов и помещений находились на берегу и часто в половодье затоплялись водой. Имеющиеся токарный, строгальный и два сверлильных станка даже по тому времени были устаревшими. Листы, сменяемые на судах вырубались вручную насечками. В мастерских ремонтировались суда, принадлежащие пристани Печаткино, и транзитные.
Гордостью коллектива судоремонтных мастерских был деревянный плавучий док, который находился в Рабанге. В те годы это было единственное инженерное плавучее сооружение в пароходстве. Условия работы – труднейшие. Под днищем судна приходилось работать в полусогнутом состоянии, постоянно откачивая воду.
В доке ремонтировались в большинстве деревянные баржи и поэтому основную часть рабочих составляли конопатчики и плотники, проживающие в ближайших деревнях.
Пристань Печаткино занималась перевозкой грузов и пассажиров. Самоходный флот был паровым, а несамоходные баржи – деревянными. Суда в основном находились на балансе пароходства и каждую навигацию распределялись для работы по пристаням (Вологда, Тотьма, Великий Устюг, Печаткино).
Так, даже в 1947 году плавсостав пристани составлял всего 11 человек. На рейде пристани работали и два свои парохода – «Революционер» (капитан М.В. Демичев) и пригородный пассажирский пароход № 8.
Пригородное сообщение рекой, из-за отсутствия автомобильных дорог существовало до Селищ и Шеры. Перевозка пассажиров от Вологды до Топорни и Уфтюги осуществлялась пароходами «Чехов», «Крылов», «Достоевский», принадлежащих пароходству.
В апреле 1920 года, когда работа по приемке судов и судового хозяйства была закончена, приступило к работе Верхне-Сухонское агентство при Вологодском районном управлении водных путей.
В районе целлюлозного завода – пристань Печаткино, где уже тогда существовали ремонтные мастерские, была организована РЭБ – Печаткинские судоремонтные мастерские, где и обслуживался флот Верхне-Сухонского агентства.
В 1932 году единое предприятие разделили на пристань Печаткино, которая занималась пассажирскими и грузовыми перевозками, и собственно мастерскую, которая в 1938 году перешла в подчинение Сухонскому речному пароходству.
В 1934 году с пристани Печаткино был отправлено 92618 пассажиров, это даже несколько больше достигнутого наивысшего уровня в 1990 году – 91,4 тысячи пассажиров.
В то время пристань относилась ко II разряду, хотя по объёмам грузооборота должна быть пристанью I разряда.
Большую долю в грузообороте составляла перевозка песка из деревни Шачино для нужд города. Его доставляли двумя плашкоутами (баржи малого водоизмещения). Погрузка и выгрузка производилась вручную с помощью тачек, лошадей и, из-за отсутствия штатных грузчиков, силами местного населения.
Пароходы работали на дровах. На каждый в сутки требовалось 20-25 кубометров. Для их заготовки пристань имела четыре лесоучастка. Распиловка и расколка производилась вручную и в основном женщинами.
В годы войны пристань и мастерские переводились на военное положение, организуется военизированная охрана, начальником которой назначается И.С.Власов, а бойцами – женщины. Часть работников призвали в Армию, часть направляли на оборонные работы в Кирилловский район.
Трудились по 12 часов в сутки, отпусками не пользовались. За нарушение дисциплины накладывался арест от 5 до 20 суток. Кроме ремонта речного флота, перевозки грузов, выполняли и оборонные задания. Так, изготовили несколько сот печек-времянок для вагонов-теплушек.
Ещё в 1952 году в устье Кубены поисковой экспедицией были выявлены промышленные запасы песка для использования его на строящемся Череповецком металлургическом заводе. Выделяется черпаковая зем-машина с многочисленной командой во главе с А.Я. Сухаревым. В 1959 году пристани передаётся земнасос «Камский-12» и погрузочные работы ускоряются в несколько раз. Поступают несамоходные плавучие паровые краны. Большинство погрузочно-разгрузочных работ всё ещё производилось вручную.
В 1966 году пристань приобрела плавучую ремонтную мастерскую с кормоподъёмником, на которой имелись оборудованные современными станками механический цех и котельная, электроотдел, цех деревообработки, бытовые помещения.
В 1974 году получен плавучий ДОК. Паровые плавучие краны заменены на 5-ти тонные дизель-электрические с большим набором автоматических грузозахватных приспособлений. Получены два новых землесоса, большая группа судов с дизель-электрическими установками мощностью 300380 лошадиных сил: «РТ-401», «РТ-402», «РТ-403», «РТ-405», «РТ-406», «РТ-270», «Рейдовый-5». На пригородных рейсах устаревшие пароходы «Михаил Лермонтов» и «Сергей Тюленин» сменил мощный и комфортабельный «Москва-124».
В 1975 году Министерством речного флота РСФСР пристань Печаткино переименовывается в порт — Сокол.
В 1989 году упраздняется пристань Сокол, как одно из подразделений порта.
Экономический кризис 90-х годов ХХ века особенно больно ударил по речникам. После выхода из состава Сухонского речного пароходства и приватизации в 1994 году АО «Порт Сокол» занимался несвойственной для себя деятельностью. Например, с помощью плавкранов поднимал со дна Сухоны топляки, по берегам рек собирал металлолом, который на собственных баржах отправляли в Череповец. Порт выступал даже в качестве грузоперевозчика – доставлял различные грузы в Нюксеницу.
К концу нулевых годов непрофильная деятельность сошла на нет.
Нынешнее ОАО «Порт Сокол» – это не столько порт и перевалка насыпных грузов, сколько судостроение и судоремонт.
Источник: Лощилов О. Ф., книга «Мой Сокол», Вологда: «Полиграфист», 1999 г.
.