Храм святого праведного Иоанна Кронштадтского | город Сокол

3 мая Великая Пятница. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа

Сегодня — Великая пятница. В богослужении этого дня Церковь как бы ставит верующих у подножия Креста Христова. Все становятся очевидцами страшного события — смерти Спасителя.

Божественная Литургия в этот день не совершается, а на службе Часов, в пятницу утром, снова прочитываются Евангелия о Его Страстях.

В середине дня совершается вечерня Великой пятницы. Она называется ещё «Вынос Плащаницы» и посвящена погребению Спасителя. Перед началом выноса Плащаницы в середине Церкви устанавливается возвышение, украшенное цветами. Оно символизирует гроб, в который был положен Спаситель. В алтаре, на престоле находится Плащаница — большой обрамленный плат, на котором написан или вышит образ положенного во гроб Христа. Во время службы священник поднимает Плащаницу над головой, обходит престол, выходит на середину церкви и помещает ее на гроб. На Плащаницу обычно кладут Евангелие, а перед ней ставят кадильницу, постоянно воскуряющую фимиам. Перед Плащаницей положено класть земные поклоны, прикладываться к ней.

Вечером служится чин погребения Плащаницы. Это богослужение имеет заупокойный характер. Верующие, подобно ученикам и друзьям Христа, идут хоронить Спасителя. Как на отпевании, все стоят в храме с зажженными свечами. В начале читается часть Псалтири, которую обычно читают при отпевании усопших или на панихидах. Но дальше в плаче о погребенном Христе, всё сильнее звучит новая тема — ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи. Завершается всё скорбным крестным ходом вокруг храма с Плащаницей и со свечами. Всего несколько часов отделяют этот крестный ход от следующего, пасхального, совершаемого в воскресную полночь. Но как трудно прожить их в мире, где только что был похоронен Сам Господь.

https://radiovera.ru/velikiy-pyatok.html

2 мая Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери. Блаженной Матроны Московской (1952)

Продолжается Страстная неделя.
В Великий четверг в богослужении вспоминаются четыре важнейших евангельских события, совершившихся в этот день.

Первое — это Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения — Евхаристии. В переводе с греческого «евхаристия» означает благодарение. Это преосуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову и принятие верующим этого дара. В этом таинстве происходит самое полное, насколько только это возможно на земле, соединение человека с Богом.

Второе событие — умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним. По правилам, перед трапезой её участникам надлежало омыть запыленные ноги. Христос не требовал от учеников соблюдения ветхозаветных ритуалов чистоты. Он просил лишь о чистоте сердца. Но ученики заспорили — кто же кому должен мыть ноги, кто старше, кто моложе, кто достойнее. И все услышали ответ: поймите, что власть или старшинство прежде всего налагают обязанности на облекаемого властью… А потому,.. кто из вас будет начальствующим над другими, тот не должен забывать, что, начальствуя, надо всем служить, быть первым слугой для всех! И Христос показал пример апостолам и сам омыл им ноги.

В воспоминание этого события в больших кафедральных соборах, где служат епископы и митрополиты, совершается чин умовения ног. Архиерей, сам сняв с себя облачение, умывает и отирает ноги сидящим по обе стороны двенадцати священникам, изображающим собою учеников Господних.

На вечернем богослужении, которое служится в четверг, но является уже частью пятничного, вспоминается молитва Спасителя в Гефсиманском саду и предательство Иуды. Эта служба называется «Последование двенадцати Евангелий». В храме читают двенадцать отрывков из Евангелия, посвященных Страданиям Христа. Прощальная беседа Христа с учениками, скорбное моление в Гефсиманском саду, предательство Иуды и предание в руки воинов, суд синедриона, разговор с Пилатом и издевательства Ирода… О последних часах земной жизни Спасителя верующие слушают, держа в руках зажжённые свечи.

https://radiovera.ru/velikiy-chetverg.html

21 апреля Воскресенье. Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской

Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 32-45

Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. || Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:
вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,
и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.
Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.
Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?
Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.
Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;
а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано.
И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.
Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.
Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою;
и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.
Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Земное служение Христа Спасителя близится к завершению. И мы становимся свидетелями последнего путешествия Господа Иисуса в Иерусалим. Началось и закончилось это странствие, на первый взгляд, радостными событиями. Христос отправляется в иудейскую столицу после события Преображения. Входит в Иерусалим Спаситель под восхищённые крики толпы. Но рядом с каждым из торжеств ощущается дыхание смерти. Христос знает чем в итоге завершится Его земное служение. Сына Божьего ожидает Голгофа.

Христос предельно честно несколько раз предупреждает учеников, что случится с ним в столице древнего Израиля. Мы слышим горестные слова: «вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет». Казалось бы, предупреждение звучит предельно ясно и доходчиво.

Но что из всего сказанного, в конечном счёте, услышали апостолы? К сожалению, почти ничего. В лучшем случае — концовку. Вполне в соответствии с рекомендациями киноразведчика Штирлица, полагавшего, что люди запоминают только последнюю часть беседы. Вот и апостолы, пропустив всю основную участь, для себя уяснили — всё будет хорошо, а их Учитель на третий день воскреснет. Как ещё можно объяснить поведение апостолов Иакова и Иоанна, которые начинают выпрашивать для себя наиболее привилегированные места в Царстве Мессии? Пленение, унижения, побои, распятие — всё это было пропущено мимо ушей.

Дальше апостолы, подобно героям другой советской кинокартины — «Республика ШКИД», начинают ссориться. Происходит настоящая делёжка выгодных должностей. Мечты о власти и почёте захватили сознание учеников. Как же больно было Христу смотреть на такое поведение апостолов! Но ни укора, ни наказания от Спасителя не исходят. Он лишь смиренно спрашивает: «Готовы ли вы пить Мою чашу и принять Моё крещение?» Не царскую чашу славы, а горькую чашу мучения. «Конечно», — легкомысленно отвечают апостолы.

За слова нужно отвечать. И в будущем все ученики пройдут через собственную Голгофу. Но апостолы к тому времени будут уже совсем другими людьми, преображёнными благодатью Духа Святого. Они полностью избавятся от легкомысленных иллюзий о земном господстве и последуют примеру любимого Учителя. Будут желать не власти, а служения Богу и людям, будут не подавлять или использовать, но вдохновлять и помогать. Прозвучавшее евангельское чтение учит нас здоровой рассудительности, напоминает важное правило: «Чтобы не разочаровываться, не нужно очаровываться». Дорогого стоит быть честным по отношению к себе, понимать — кто ты и для чего пришёл в этот мир. А ещё — понимать волю Божию, состоящую в том, чтобы быть служителем любви Господней.

https://radiovera.ru/gospel.html?date=20240421

IMG_20240420_182516.jpg

14 апреля Воскресенье. Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайского

Евангелие от Марка, Глава 9, стихи 17-31

Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:
где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.
Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.
И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.
И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;
и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.
Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.
И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.
Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.
Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.
И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?
И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.
Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.
Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

Приходя в храм, люди нередко ждут от священника проявления особенных способностей: мудрости, когда спрашивают совета, молитвенного заступничества, когда просят молиться. С подобным отношением ученики Христовы, как понятно из услышанного текста, сталкивались с самого начала. Причём нельзя сказать, что у этого не было никаких оснований, ведь возвращаясь после проповеди в окрестных городах, ученики рассказывали Спасителю, что им повинуются бесы. И хотя Он посоветовал им радоваться другому, сам по себе факт повиновения им лукавых духов в контексте сегодняшней истории, очень примечателен. Видимо, потому и пришёл к ученикам отец ребёнка, что они могли отвечать на такие просьбы. Но в этот раз всё иначе, и апостолы оказываются бессильны. Одну из причин Христос озвучивает публично — это неверие. Обычно отцы Церкви говорили, что речь идёт о неверии отца ребёнка или вообще всех иудеев. Судя по всему, это действительно так, ведь именно с отцом Спаситель потом говорит о вере и именно отец сам признаётся, что вера его слаба и буквально стала неверием. Как же так? Разве не он привёл сына к апостолам? Разве не он ждал от них чуда исцеления? Он. Верил и в то же время не верил. Потому так парадоксально звучат его слова.

На что же он рассчитывал, придя к ученикам Христа? На их силы. Думал ли он, что от него тоже что-то потребуется? Как кажется, нет. Он просто привёл сына, а апостолы должны были изгнать беса. Однако, что-то пошло не так… и теперь уже он обращается ко Христу. И снова «если что можешь… сжалься, помоги…». Ему жалко своего сына и по-человечески его можно понять. И Господь, конечно, готов помочь, но перед этим, Он открывает ему одну важную истину: от него, как от отца, требуется вера.

Мы привыкаем рассчитывать на силу, свою и или чужую, но порой для нас оказывается важен опыт бессилия. Он был важен для апостолов, важен для отца ребёнка, он бывает очень важен для нас… Потому что нередко именно из глубины бессилия мы по-настоящему обращаемся ко Христу.

https://radiovera.ru/gospel.html?date=20240414

IMG_20240413_180208.jpg

Уже завтра состоится день открытых дверей в Вологодской духовной семинарии. Приглашаем!

13 апреля 2024 года в 11:00 в Вологодской духовной семинарии состоится День открытых дверей, который пройдет на территории Спасо-Прилуцкого мужского монастыря.

В этот день представители администрации и студенты Вологодской духовной семинарии познакомят гостей мероприятия с учебно-воспитательным процессом в духовной школе, бытовыми условиями и особенностями повседневной жизни учащихся.

В программе Дня открытых дверей: встреча с представителями администрации духовной школы, в том числе ректором протоиереем Алексием Ольховниковым, презентация образовательных программ, общение участников мероприятия с преподавателями и студентами семинарии. Кроме того, гостей ждут концерт, организованный учащимися духовной школы, ознакомительные экскурсии по Спасо-Прилуцкому монастырю и Вологодской духовной семинарии, а также чаепитие в трапезной обители.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Днесь спасения нашего главизна, еже от века таинства явление: Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Тропарь Кресту
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

С Праздником, братья и сестры!

IMG_20240406_191506.jpg

Перейти к верхней панели