Святой праведный пресвитер Петр Чельцов

Святой праведный пресвитер Петр ЧельцовКанонизирован Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 20.8.2000 г.

Память совершается 30 августа / 12 сентября (день кончины), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (первое воскресение, начиная с 25 января / 7 февраля), Соборе новомучеников и исповедников Соловецких (10/23 августа), Соборе новомучеников и исповедников земли Владимирской (18 сентября / 1 октября), в день памяти Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 гг. (5/18 ноября)

Петр Алексеевич Чельцов родился 20 августа (ст. стиль) 1888 года в селе Шехмино Рыбновского района Рязанской области в семье псаломщика, впоследствии ставшего священником.

Фотографии Петра Чельцова

Связь с Сокольским районом

С сентября 1929 года по март 1933 года Петр Чельцов находился в ссылке в Вологодской обл., где он работал на дому сапожником. Отбывал ссылку вместе с о. Сергием Мечевым.

Проживал вместе с матушкой Марией в с. Заречье (до 1 ноября 1930), затем в городе Кадникове (с 1 мая 1931 по адресу: ул. Володарского, 32). В это время он посещал Лазаревскую кладбищенскую церковь в г. Вологде.

7 марта 1933 года арестован в городе Кадникове Вологодской обл. вместе с отбывавшим там же ссылку протоиереем Сергием Мечёвым.
Обвинение «участник контрреволюционной группировки среди ссыльных, антисоветская агитация, распространение контрреволюционных слухов, материальная помощь ссыльному духовенству»
Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР. Приговор — 3 года концлагерей. Групповое дело «Дело Чельцова П.А., Мечева С.А. и др., г.Кадников, 1933 г.»
Виновным себя не признал.

С 7 марта 1933 по 25 мая 1933 года находился в заключении под стражей в камере Сокольского районного управления милиции (Вологодская обл.). Освобожден до суда под подписку о невыезде.

Образование
В 1904 году окончил Рязанское духовное училище.

С 1904 года по 1910 года учился в Рязанской духовной семинарии, окончил по первому разряду. Как первого ученика, за казенный счет его отправили в Киевскую Духовную Академию.

С 1910 по 1911 учился в Киевской духовной академии. В 1910 г.  Петр Чельцов женился на Марии Стародубцевой, внучке протоиерея о. Иоанна Викторова. Уволен из числа студентов по собственному прошению.

16 октября 1911 года рукоположен во священника епископом Рязанским и Зарайским Димитрием (Сперовским)

В августе 1912 г. о. Петр по совету протоиерея Анатолия Правдолюбова, подал прошение о восстановлении в Академии (женатым священникам дозволялось учиться в академии) и поступил на второй курс.

В 1915 г. окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия с правом получения степени магистра богословия без новых устных испытаний

18 апреля 1921 возведен в сан протоиерея.

Служение

С 16 октября 1911 года по август 1912 год служил в Рязанской губернии Касимовского уезда в селе Уляхино-Юрьево Городище в Георгиевской церкви в должности иерея. Также, занимал должность законоучителя церковно-приходской школы и Сивцевской школы грамоты с 11 ноября 1911 года.

с 24 октября 1915 года по 1918 год Законоучитель и инспектор классов Смоленского епархиального 8-классного женского училища в городе Смоленск. Одновременно преподавал в Смоленской духовной семинарии, преподаватель Ветхого Завета.

С 22 июля 1916 г. исполнял обязанности редактора «Смоленских Епархиальных ведомостей»

С 17 июля 1916 года — Член Смоленской ученой архивной комиссии

31 июля 1916 г. преосвященный Феодосий назначил о. Петра товарищем председателя Братства прп. Авраамия Смоленского (председателем был сам епископ). О. Петр был активным церковно-общественным деятелем Смоленска.

8 августа 1916 г. он был избран членом Комитета помощи жертвам войны. Ему было поручено приобретение Евангелия и религиозно — просветительской литературы для лазаретов, выяснение возможностей издания житий Смоленских святых. Он участвовал в организованных Братством публичных религиозно-нравственных чтениях в пользу жертв войны. 21 ноября 1916г. на таких чтениях он прочитал лекцию «О смысле страданий».

24 сентября 1916 года был редактором «Смоленских епархиальных ведомостей».

В 1916 году принимал активное участие в съезде духовенства и церковных старост Смоленской епархии и во Всероссийском съезде педагогов и деятелей духовных школ в Москве (с 25 мая по 5 июня 1917 гг.).

Избран от клириков и мирян Смоленской епархии членом Поместного Собора с 1917 по 1918 гг., на котором был одним из самых молодых участников.

После закрытия в 1918 духовных учебных заведений был призван солдатом в тыловое ополчение, как не имеющий прихода. Но по ходатайству прихода Ильинской церкви г. Смоленска был освобожден и приходским собранием в ноябре 1918 г.

С ноября 1918 года по 6 апреля 1922 год служил в Смоленской и Дорогобужской епархии города Смоленска, Ильинская церковь, протоиерей (священник — до 18 апреля 1921 года).

1921 год — Преподаватель литургики и гомилетики на пастырских курсах Смоленского епархиального управления, а также экзаменатор кандидатов во диаконы и священники.

С 1921 года — Благочинный Смоленских градских церквей.

С 1922 года по 1924 год служил протоиереем. Должность настоятель, благочинный, преподаватель пастырских курсов, экзаменатор кандидатов во священники и диаконы. Отец Петр был ревностным последователем Патриарха Тихона

С 1924 года по 1927 год служил в Ильинской церкви города Смоленска. Должность настоятель, благочинный.

С апреля 1936 года по 1941 год служил священником во Владимирской и Суздальской епархии, Владимирская обл., Курловский р-н, с. Нарма, Казанская церковь. В 1841 году храм был закрыт.

С 16 апреля 1942 года по 18 апреля 1949 года: Владимирская и Суздальская епархия, Владимирская обл., Гусь-Хрустальный р-н, с. Заколпье, Рождественская церковь, священник.

С 13 декабря 1955 года по 12 сентября 1972 года: Владимирская и Суздальская епархия, Владимирская обл., Гусь-Хрустальный р-н, с. Великодворье (Пятница), Пятницкая церковь, священник.

Отец Петр отличался великодушием, кротостью и незлобием. Он одаривал недругов. Доброта в нем сочеталась с со справедливой строгостью. Он был духоносным, прозорливым и мудрым миротворцем. К людям внимателен и великодушен, всех помнил, издалека узнавал, и рассказывать ему было не надобно — насквозь видел каждого.

Даже когда о. Петр был в преклонном возрасте, когда он был уже тяжело болен, глаза его его оставались молодыми и ясными. Благодарные люди присылали батюшке с матушкой продукты: а они кормили богомольцев, помогали нуждающимся — одеждой, деньгами.

Служение Богу и людям было смыслом жизни о. Петра

Награды

27 декабря 1915 г.: право ношения набедренника, награжден епископом Смоленским и Дорогобужским Феодосием (Феодосиевым)

6 мая 1916 год: право ношения скуфьи, награжден «за усердную и полезную службу»

25 февраля 1917 г.: право ношения камилавки, награжден епископом Смоленским и Дорогобужским Феодосием (Феодосиевым)

Декабря 1917 год: право ношения наперсного креста («золотой наперсный крест, от Святейшего Синода выдаваемый»)

26 мая 1921 год: наперсный крест с украшениями, поднесен приходским советом и прихожанами Ильинской церкви

1923 год: крест с украшениями, поднесен от Патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина)

1927 год: право служения в митре

1963 год: право служения Литургии при открытых Царских вратах до пения «Отче наш»

1 декабря 1967 год: орден св. Владимира 2-й степени, поднесен от Патриарха Московского и всея России Алексия I

1968 год: крест с украшениями

Аресты

6 апреля 1922 года арестован по обвинению «сопротивление изъятию церковных ценностей». Был арестован в 1922 году, но освобожден через два месяца «за неимением состава преступления».

С апреля 1922 по 5 июня 1922 находился в заключении в тюрьме (г. Смоленск). Решением следственной части Реввоентрибунала Западного фронта дело в отношении о. Петра было прекращено за отсутствием состава преступления.

В 1924 году арестован в городе по подозрению в контрреволюционной деятельности в Смоленске и находился под следствием в течение десяти дней: в связи с проходившим в Смоленске съездом обновленческого духовенства, его, как ревностного последователя Святейшего Патриарха Тихона, сочли нужным изолировать. Через десять дней освободили за недоказанностью обвинения.

19 июня 1927 года арестован в г. Смоленске. При обыске у него конфисковали переписку и книги. 2 июля 1927 предъявлено обвинение в групповой антисоветской деятельности, распространении контрреволюционной литературы по ст. 58–10, ч. 1, 14, 17 УК РСФСР. О. Петр виновным себя не признал.

27 сентября 1927 осужден Особым совещанием при коллегии ОГПУ на 3 года заключения в концлагерь, считая начало срока с 19 июня 1927 года.

С 1927 года по 24 октября 1929 года находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). Впоследствии он вспоминал, что на Соловках его «даже в море топили, но Господь сохранил его». В Соловецком лагере окончил фельдшерские курсы, работал фельдшером. Матушка Мария собирала посылки о. Петру и даже ездила к нему на Соловки.

По постановлению ОСО при Коллегии ОГПУ досрочно освобожден лагеря с запрещением проживания в 6 населенных пунктах с прикреплением к определенному месту жительства. Был отправлен в ссылку в город Кадников Сокольского района Вологодской области.

С сентября 1929 года по март 1933 года находился в ссылке в Вологодской обл., где он работал на дому сапожником. Отбывал ссылку вместе с о. Сергием Мечевым.

Проживал вместе с матушкой Марией в с. Заречье (до 1 ноября 1930), затем в городе Кадникове (с 1 мая 1931 по адресу: ул. Володарского, 32). В это время он посещал Лазаревскую кладбищенскую церковь в г. Вологде.

7 марта 1933 года арестован в городе Кадникове Вологодской обл. вместе с отбывавшим там же ссылку протоиереем Сергием Мечёвым.
Обвинение «участник контрреволюционной группировки среди ссыльных, антисоветская агитация, распространение контрреволюционных слухов, материальная помощь ссыльному духовенству».

Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР. Приговор — 3 года концлагерей. Групповое дело «Дело Чельцова П.А., Мечева С.А. и др., г.Кадников, 1933 г.»
Виновным себя не признал.

С 7 марта 1933 по 25 мая 1933 года находился в заключении под стражей в камере Сокольского районного управления милиции (Вологодская обл.). Освобожден до суда под подписку о невыезде.

С 7 марта 1933 по апрель 1936 год находился в заключении в исправительно-трудовой колонии (ИТК) г. Коноши Архангельской обл. Окончательно освобожден в апреле 1936 г.

28 апреля 1941 года арестован за неуплату налогов. В 1941 году осужден народным судом Курловского р-на на 1 год заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) по ст. 60 УК РСФСР.

С 1941 года по 15 мая 1942 года находился в заключении в Угличском исправительно-трудовом лагере (Ярославская обл.). В мае 1942 г. был освобожден и вернулся в Нарму.

18 июня 1949 года арестован Управлением МГБ по Владимирской области вместе со служившим в Успенской церкви дерени Крюково иеромонахом Иоанном (Стрельцовым) и другими лицами. При обыске во время ареста у него было конфисковано 46 книг и два портрета Государя Императора Николая II и его семьи, а также личная переписка.

С 19 июня 1949 года по 13 февраля 1950 года находился в заключении во Владимирской тюрьме МГБ.

13 февраля 1950 года осужден Особым совещанием при МГБ СССР на 10 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) по ст. 58–10, ч. 2, 58–11. Обвинение: «участие в антисоветской группе». В предъявленном обвинении о. Петр виновным себя не признал.

С 13 марта 1950 года находился в заключении на лесоповале в исправительно-трудовом лагере (ИТЛ), пос. Инта Коми АССР. Этапирован в ИТЛ усиленным конвоем как «особо опасный преступник».

до 28 ноября 1955 года находился в заключении в исправительно-трудовом лагере (ИТЛ) «Минеральный», пос. Абезь Интинского района Коми АССР. После выхода Указа Президиума ВС от 3 ноября 1955, как престарелый инвалид второй группы, был освобожден досрочно под опеку родственников и надзор органов МВД

С ноября 1955 года по декабрь 1955 года находился в с. Заколпье (Курловский р-н, Владимирская обл.) под надзором органов МВД как ссыльный поселенец; был обязан ежемесячно являться в Курловскую районную комендатуру на регистрацию.

28 марта 1956 снят с учета ссыльно-поселенцев заключением УМВД по Владимирской области и освобожден из-под надзора органов МВД

Последние дни жизни

Летом 1972 года о. Петр заболел, но, превозмогая болезнь, продолжал богослужения. Последний раз он служил на память Казанской иконы Божией Матери, 21 июля 1972 г.

Когда после службы закрывал Царские Врата, слезы катились по его щекам. Во время болезни он соборовался и ежедневно причащался Святых Христовых Таин.

Почил о. Петр 12 сентября 1972 года мирно, с молитвой на устах. Отпевали его 14 сентября. Чин погребения совершал архиепископ Владимирский и Суздальский Николай (Кутепов) в сослужении с клириками разных епархий.

Когда гроб с телом о. Петра обносили вокруг храма, за ним следом несли и матушку Марию на носилках, сама она идти не могла.

Матушка Мария скончалась 4 декабря 1972 г. на Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Реабилитирован:
22 марта 1989 года реабилитирован прокуратурой Владимирской обл., по году репрессии 1950 года
31 марта 1989 года реабилитирован прокуратурой Вологодской обл., по году репрессии 1933 года.

Источник: Духовенство русской православной церкви в XX веке

 


Вернуться назад, к списку: Священники, церковнослужители и миряне, пострадавшие за веру православную в годы политических репрессий, связанные судьбами с Сокольским районом Вологодской области

Пострадавшие за веру священники, церковнослужители и миряне

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *