Святой Дионисий Глушицкий

31. 03. 2013

Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие

Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие

«Не из Иерусалима и не от Синая возсиял сей великий светильник, а из родной страны в наше время явился».
инок Иринарх

Святой Дионисий Глушицкий

Святой Дионисий Глушицкий

Сведений о детстве и отрочестве Дионисия нет. Известно лишь, что родился он близ Вологды в начале декабря 1362 года и при крещении был назван Димитрием.

В юном возрасте пришёл он в Спасо – Каменный монастырь и был пострижён в монашество, получив имя Дионисий. Девять лет он провёл в монастыре, обучался различным мастерствам, и изучал Слово Божие, трудился, укреплял дух молитвами.

Стало тяготить многолюдье обители, задумался он о высшем духовном совершенстве. Посоветовавшись с иноком Пахомием своими помыслами, решился открыться игумену, прося его совета.

Игумен не скрыл от них опасностей, которым иноки могут подвергнуться в уединении, но не стал и препятствовать – благословил их и отпустил из обители. Два друга, получив в монастыре опытность в духовной жизни, пошли искать удобное место для новой обители.

Они дошли до того места, где из Кубенского озера вытекала река Сухона и где находился запустевший монастырь. Они решили здесь остановиться и восстановить древнюю обитель.

Усиленно трудились, благо материал – лес – был рядом. Дионисий сам написал святые иконы. Надо было освятить храм священником, ведь сами они были простые иноки.

Дионисий, посоветовавшись со своим сподвижником, пошёл в Ростов к архиепископу Григорию, который возвёл его в священный сан. И на «святой луке» снова начала действовать обитель иноческая. Это было в 1396 году.

Прп. Дионисий Глушицкий

Прп. Дионисий Глушицкий

Молва о монастыре и святой жизни его строителей стала быстро распространяться в округе. К ним стали приходить окрестные жители, Пахомий радовался этому, а Дионисий вновь задумал идти в совершенно пустынное место. Пахомий остался на «святой луке», а Дионисий пошёл искать то место.

В пути его настигла ночь. Помолившись, он лёг отдохнуть и в лёгком забвении сна услышал, что со стороны реки Глушицы раздаётся колокольный звон. Он принял это за указание свыше и стал просить Бога, чтобы он помог достигнуть того места.

Утром Дионисий идёт в сторону Глушицы, скоро приходит на возвышенный крутой берег. Перед ним извилисто протекала река, берега которой окаймляли деревья и кустарники, зеленела трава и пестрели цветы, а далее во все стороны чернел дремучий лес.

Дионисию очень понравилось это место. Он водружает деревянный крест, падает перед ним на колени, просит у Бога благословения на построение храма Покрова Божьей Матери. После молитвы преподобный обошёл избранное место, стал расчищать его, распределяя, где чему быть.

Он строит себе маленькую келейцу, которая была прислонена к черёмухе. Эта черёмуха долго существовала и помогала лечиться людям от болезней. Минуты не проводил он без труда, совершал молитвы, постился, делал всё своими руками.

Святой Дионисий Глушицкий

Святой Дионисий Глушицкий

Спустя некоторое время к нему пришёл один старец и остался с ним. Стали приходить люди по два, по три и селиться около его кельи. Дионисий сказал им, что хочет устроить в этом месте монастырь. Братия согласились. Это было в 1400 году. Необходимо отметить, что есть некоторые расхождения о дате основания Покровского монастыря.

Т.Г. Петрова в статье «Из истории Дионисиево-Глушицкого монастыря» пишет, что «В 1400 году Дионисий переселился на Глушицу, где на луговых мысах, образуемых течением реки, водрузил принесённый собой деревянный крест, знаменуя тем самым закладку нового монастыря… в 1403 году им была срублена деревянная церковь.

Владимир Аринин в статье «Глушица, или Тайна творчества мастера» отмечает, что основан монастырь в 1400 году. Алфей Шабанов в статье «Воссиял светильник» пишет: «Дионисий поселился на Глушице в 1400 году, через три года была поставлена церковь во имя Покрова Богородицы и трапезная. В 1412 году редко населённый уголок украсил новый храм во имя Покрова».

Святой Динисий Глушицкий

Святой Динисий Глушицкий

В «Энциклопедии Православие» указано: «Дионисий Глушицкий в 1412 году удалился на реку Глушица. По откровению, бывшему ему во сне, он выбрал место для нового монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы».

Большую помощь в построении церкви и монастыря оказал князь Дмитрий Васильевич Заозерский. Архиепископ Григорий потребовал, чтобы в обители было учреждено общежитие и чтобы «никому ни чего не называть своим, а всё иметь общим».

Дионисий обещал всегда в точности следовать словам архиепископа. Сам он во всём подавал пример другим, занимаясь то плотничеством, то шитьём одежды, то кузнечным ремеслом, то писанием святых икон. Можно сказать, что вся его жизнь была одною непрерывною молитвою.

По мере устройства обители и утверждения в ней строго устава, распространялась и слава о ней в окрестности. Умножалось и число братии.

Главная цель всей жизни и деятельности Дионисия – это самого себя и учеников своих сделать разумными храмами Богу, вселить в их сердца Святого Духа.

Распределив обязанности между братией и введя строгий общежительный устав своей обители, он ни себе, ни другим не дозволял никогда ни малейшего от него отступления, строго требовал, чтобы у инока не было никакой собственности и чтобы никто ничего не смел делать без благословения. Нарушителей никогда не оставлял без наказания.

По вере и молитвам Дионисия жито в обители не истощалось. Противны были такие дела преподобного злым людям которые не устыдились излить свою злобу: напали на него, нанесли множество ударов, требуя, чтобы он оставил монастырь угрожали ему смертью. Избивши до полусмерти, враги подняли несколько досок в полу кельи и положили его туда, совершенно изнемогшего.

Братья вошли в келью, вынули его из — под полу, расспросили о случившемся. «Видите, братья, дерзость врага и слабость его сил. Не будем же бояться его, ибо Господь наш помощник.»

Многочисленность братии частый прилив посетителей нарушали покой старца, желавшего посвятить себя молитвенному собеседованию с Богом. Поэтому он однажды тайно вышел из монастыря и пошёл туда, где были непроходимая дебрь и болото. За четыре километра от монастыря, на берегу той же речки Глушицы Дионисий устроил под огромною сосною хижину, стал здесь молиться.

Братья долго не знали, где он находится, потом узнали и стали просить, чтоб вернулся. Он ответил: «Хочу на этом месте построить церковь, чтобы временно уединяться и чтобы тут было положено моё грешное тело.»

В строительстве помогал князь Юрий Бохтюжский, живший неподалёку. В 1420 году Дионисий освятил церковь в Сосновце во имя Иоанна Предтечи и с несколькими избранными учениками перешёл сюда на постоянное жительство. Он принимает на себя заботу о двух монастырях – Покровского и Сосновецкого. Ни днём, ни ночью не давал себе покоя заботясь о материальном и духовном благе обоих.

В то время на Севере России ещё немного было церквей. Люди не отличались ни нравственностью, ни образованием, так что монастыри были единственными местами, где народ мог учиться вере и благочестию.

К Дионисию приходило множество не только мужчин, но и женщин, желавших послушать его наставления. Но он не мог нарушать монастырский устав мужского монастыря. И за две версты от мужского монастыря он строит особую церковь для женщин. После этого строит ещё две церкви. Первая за 18 вёрст от Покрова на реке Сухоне во имя Воскресения Христова. Вторая церковь в селе Двиница во имя святителя Николая.

Народ смотрел на него как на пастыря и учителя, посланного Богом для просвещения людей нашего края.

Не один только простой народ имел высокое мнение о Глушицком отшельнике. Его духовная мудрость привлекала к нему множество людей всякого звания и возраста для душевных бесед.

Пришли: Григорий Пельшимский, священно – инок Амфилохий, игумен Тарасий, преподобные Макарий, Феодосий, Филипп Рабангский.

За семь лет до своего преставления Дионисий сам выкопал себе могилу в своём любимом Сосновце, ежедневно приходил к ней, непрестанно напоминая себе о смерти.

Не задолго до кончины Дионисия Глушицкую обитель посетил архиепископ Ростовский Ефрем и преподал братии Божественные заповеди. Владыка рад был случаю лично видеть Дионисия, о котором много слышал. Он дал монастырю обильную милостыню.

Здоровье Дионисия было расстроено от трудов и лишений. Он почувствовал скорую свою кончину и позвал в свою келью ученика своего любимого Амфилохия, передал ему наставления, советы и поручил ему монастырь.

Собравшимся ученикам своим повторил завет, чтобы тело его было погребено в Сосновце и чтобы оба его монастыря — Сосновецкий и Покровский – всегда были под одним настоятелем.

Скончался преподобный Дионисий 1 июня 1437 года в воскресение в 6 часов утра в возрасте 74 лет 6 месяцев. Тело его было погребено в изготовленной им могиле.

Почитая дивные подвиги преподобного Дионисия и последуя указаниям свыше, Московский собор 1547 года причислил его к лику святых и установил праздновать память его во всех русских церквях первого (15) июня н. ст.

Преподобный Дионисий, вышедший из каменного монастыря без всяких личных средств, устроил 4 иноческих обители, 2 приходские церкви. Но самым дорогим наследием является водворение им в своих обителях строго порядка, учреждение общежительного устава и утверждение в сердцах учеников духа истинного подвижничества. Многие из его учеников причислены к лику святых. Таковы преподобный Амфилохий, Макарий, Тарасий, Феодосий, мощи которых находятся в Покровском монастыре.

В настоящее время разрушены Покровский и Сосновецкий монастыри, в запустении церковь святого Леонтия Ростовского, но мы помним преподобного Дионисия, с именем которого связано многое в нашем крае: распространение христианства, развитие письменности, становление живописной школы.

На уроке истоков мы говорили о жизни святых Вологодской земли – имя святого Дионисия для многих стало открытием. После урока я взял житие Преподобного: святой Дионисий помог мне по-новому взглянуть на историю нашего края, на судьбу человека.

Невольно передо мной встал вопрос: как один человек за такую короткую земную жизнь смог основать 4 монастыря и построить 2 церкви, заложить фундамент иконописной школы, воспитать столько учеников?

Мы ждем чуда, а чудеса вокруг нас — это жития святых, рассказывающие нам о великих подвигах простых смиренных людей, об истории нашего края, о духовном становлении человека, о смысле жизни, о вере, надежде, любви.

Дома я открыл альбом, строки легли сами собой… Дионисий

Автор: Ванчиков Сергей, учащийся 8 «А» класса

ГОУ «Вологодская областная кадетская школа-интернат»

для читателей сайта Ldk-Sokol.ru

Ранее были написаны:
  1. Алексей Ганин - романтик ХХ века
  2. Поэтесса Полина Рожнова
  3. Тюрин Платон Семенович русский художник
  4. О литературном клубе - Озаренок (город Сокол)
  5. Стихи и проза наших земляков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *