Порт Сокол на берегу Сухоны, в Печаткино

Порт - Сокол на берегу Сухоны

Для приезжего человека, словосочетания Порт Сокол говорит о том, что это что-то огромное на берегу реки и много судов. К сожалению, в нашем небольшом Соколе, все иначе. Когда-то действительно, в городе был порт, но сейчас остались только воспоминания и фотографии…

административное здание: порт Сокол

административное здание: порт Сокол

На фотографии административного здания Порта имеется полотно красноватого цвета. Еще несколько лет назад, такие «полотна» имелись на очень многих зданиях нашего города.

Мы раньше между собой называли Сокол»городом лозунгов и разбитых дорог» и это почти правда…. Но об этом в другом посте.


Вот что пишет про Порт Сокол Олег Феодосьевич Лощилов в своей книге «Мой Сокол»:

Многие сокольчане ещё помнят небольшое одноэтажное деревянное здание пристани «Печаткино» на берегу Сухоны на улице Беднякова.

В нём размещались кабинеты начальника порта, его заместителя, диспетчерская, бухгалтерия, библиотека и разные подсобные помещения.

Это ветхое здание снесено в 1981 году, после окончания строительства нового, а на его месте перед зданием заводоуправления Сухонского ЦБК, растёт вечнозелёная туя.

Пристань Печаткино – вначале причал и затон, возникла с появлением Сухонского целлюлозного и артиллерийского заводов для осуществления водных перевозок ещё до строительства железнодорожных веток к предприятиям и подчинялась Северному речному пароходству.

Оба завода закупили речные суда, а у железнодорожного моста появились новые причалы, где швартовались баржи, проводилась перевалка песка, пиломатериалов, бумаги. Так в Соколе появился свой речной порт.

После Октябрьской революции целлюлозный завод Печаткина, бумажная фабрика Суркова, артиллерийский завод вместе со всем флотом фабрик национализировали.

Ветхие деревянные здания котельной, механического и других цехов и помещений находились на берегу и часто в половодье затоплялись водой. Имеющиеся токарный, строгальный и два сверлильных станка даже по тому времени были устаревшими. Листы, сменяемые на судах вырубались вручную насечками. В мастерских ремонтировались суда, принадлежащие пристани Печаткино, и транзитные.

Гордостью коллектива судоремонтных мастерских был деревянный плавучий док, который находился в Рабанге. В те годы это было единственное инженерное плавучее сооружение в пароходстве. Условия работы – труднейшие. Под днищем судна приходилось работать в полусогнутом состоянии, постоянно откачивая воду.

В доке ремонтировались в большинстве деревянные баржи и поэтому основную часть рабочих составляли конопатчики и плотники, проживающие в ближайших деревнях.

Пристань Печаткино занималась перевозкой грузов и пассажиров. Самоходный флот был паровым, а несамоходные баржи – деревянными. Суда в основном находились на балансе пароходства и каждую навигацию распределялись для работы по пристаням (Вологда, Тотьма, Великий Устюг, Печаткино).

Так, даже в 1947 году плавсостав пристани составлял всего 11 человек. На рейде пристани работали и два свои парохода – «Революционер» (капитан М.В. Демичев) и пригородный пассажирский пароход № 8.

Пригородное сообщение рекой, из-за отсутствия автомобильных дорог существовало до Селищ и Шеры. Перевозка пассажиров от Вологды до Топорни и Уфтюги осуществлялась пароходами «Чехов», «Крылов», «Достоевский», принадлежащих пароходству.

В 1934 году с пристани Печаткино был отправлено 92618 пассажиров, это даже несколько больше достигнутого наивысшего уровня в 1990 году – 91,4 тысячи пассажиров.

В то время пристань относилась ко II разряду, хотя по объёмам грузооборота должна быть пристанью I разряда.

Большую долю в грузообороте составляла перевозка песка из деревни Шачино для нужд города. Его доставляли двумя плашкоутами (баржи малого водоизмещения). Погрузка и выгрузка производилась вручную с помощью тачек, лошадей и, из-за отсутствия штатных грузчиков, силами местного населения.

Пароходы работали на дровах. На каждый в сутки требовалось 20-25 кубометров. Для их заготовки пристань имела четыре лесоучастка. Распиловка и расколка производилась вручную и в основном женщинами.

В годы войны пристань и мастерские переводились на военное положение, организуется военизированная охрана, начальником которой назначается И.С.Власов, а бойцами – женщины. Часть работников призвали в Армию, часть направляли на оборонные работы в Кирилловский район.

Трудились по 12 часов в сутки, отпусками не пользовались. За нарушение дисциплины накладывался арест от 5 до 20 суток. Кроме ремонта речного флота, перевозки грузов, выполняли и оборонные задания. Так, изготовили несколько сот печек-времянок для вагонов-теплушек.

Ещё в 1952 году в устье Кубены поисковой экспедицией были выявлены промышленные запасы песка для использования его на строящемся Череповецком металлургическом заводе. Выделяется черпаковая зем-машина с многочисленной командой во главе с А.Я. Сухаревым. В 1959 году пристани передаётся земнасос «Камский-12» и погрузочные работы ускоряются в несколько раз. Поступают несамоходные плавучие паровые краны.  Большинство погрузочно-разгрузочных работ всё ещё производилось вручную.

В 1966 году пристань приобрела плавучую ремонтную мастерскую с кормоподъёмником, на которой имелись оборудованные современными станками механический цех и котельная, электроотдел, цех деревообработки, бытовые помещения.

В 1974 году получен плавучий ДОК. Паровые плавучие краны заменены на 5-ти тонные дизель-электрические с большим набором автоматических грузозахватных приспособлений. Получены два новых землесоса, большая группа судов с дизель-электрическими установками мощностью 300380 лошадиных сил: «РТ-401», «РТ-402», «РТ-403», «РТ-405», «РТ-406», «РТ-270», «Рейдовый-5». На пригородных рейсах устаревшие пароходы «Михаил Лермонтов» и «Сергей Тюленин» сменил мощный и комфортабельный «Москва-124».

В 1975 году Министерством речного флота РСФСР пристань Печаткино переименовывается в порт — Сокол.

В 1989 году упраздняется пристань Сокол, как одно из подразделений порта.

Источник: Лощилов О. Ф., книга «Мой Сокол», Вологда: «Полиграфист», 1999 г.

 

 

 

.

Alla
Alla
Если хотите предложить материалы для публикации на сайте, высказать замечания или задать вопрос, воспользуйтесь следующей формой: Написать сообщение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *