2.4.1. «Преподобные Дионисий и Пахомий строят церковь во имя Николы на Глушице».
(11)В подтверждение сказанному я хочу привести пример: В названии первого клейма читаем: «Преподобный Преподобный Дионисий и Пахомий строят церковь во имя святого Николы на Глушице».
Но ознакомившись с житием святого Дионисия в книге священника Иоанна Верюжского мы знаем: «Обходя восточную сторону Кубенского озера, они достигли до «святой луки», того места, где вытекала из него река Сухона и где находился запустевший в то время монастырь».
«Заметив это, преподобный Дионисий сказал Пахомию: «Брат! Я слышал, что на восточной стороне Кубенского озера, верстах в 15 отсюда на реке Глушице есть пустынное место; там я желал бы уединиться и пребывать в совершенном безмолвии, а если угодно будет Богу, то и составить общежительный монастырь.
Оставайся ты здесь, брат Пахомий, пусть останется с тобою и недавно пришедший к нам брат и да будет вам Бог помощьник, прибежище и сила на врагов».
Пахомий не стал прекословить желанию преподобного Дионисия, сотворив общую молитву и целовав друг друга, они с миром расстались до той радостной встречи, когда уже не нужно будет разлучаться и бежать в пустыню.
Пахомий остался на «святой луке» при храме святого Николая, а Дионисий пошёл искать сказанного ему пустынного места».(12)
Делая вывод из данного отрывка можно понять, что Пахомий никогда и не был на Глушице. Передо мной встал вопрос: «Почему иконописец делает надпись на клейме, что Пахомий с Дионисием строят церковь на Глушице».
В ходе изучения литературы связанной с жизнью Дионисия Глушицкого я узнал: «В «первой проложной» редакции приход на Лучицу в тексте Глушица».(13)
Текст из первой проложной редакции: «Обходить же святый места многа округ езера великаго, ища покоа обрести, иже Богу работати; последи же прииде, яко Богу наставляющу, в весь, глаголемую Глушица, и возлюби место. Име же с собою брата».(14)
2.4.2. «Ростовский архиепископ Григорий благословляет Дионисия».
В исторических сказаниях о жизни святых читаем: «На «святой луке» уже был монастырь, но запустел по совершенному неимению средств к содержанию братии, не легко было найти священника, который бы согласился священнодейстовать в их пустынном храме и разделять с ними их труды и лишения.
Однако, преподобный Дионисий, полный надежды на Бога, не пал духом и, посоветовавшись с своим подвижником, пошёл в Ростов к архиепископу Григорию просить благословения на восстановление монастыря и освящение церкви.
Архиепископ Григорий, с любовью принял выходца из Каменного монастыря, вполне одобрил его намерение и не только дал ему всё просимое, но и самого просителя возвёл в священный сан.
Таким образом на «святой луке» снова начала устрояться обитель иноческая. Это было около 1396 года».(15)
Читать предыдущую главу Продолжить чтение