Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой
(И.В. Гёте)
Весной 11 апреля 1945 года произошло событие особого рода. Узники концентрационного лагеря Бухенвальд под руководством подпольного центра, узнав о том, что гитлеровские власти накануне отдали приказ о физическом истреблении всех заключённых лагеря, прорвали забор из колючей проволоки, разогнали охрану и захватили в плен охранников – эсэсовцев.
До прихода войск союзников они двое суток удерживали лагерь в своих руках. 20 тысяч узников разной национальности получили свободу и спаслись от смерти, поэтому 11 апреля международной общественностью отмечается как Международный день узников фашистских лагерей.
Официально Правительством ФРГ признаны 22 концентрационных лагеря, но на самом деле, их было больше, около 14 тысяч. В этом списке находится лагерь Бухенвальд, расположенный в Тюрингии, недалеко от Веймара, города культуры немецких классиков, на горе Эттерсберг, поросшей дубами и буками.
Здесь любил бывать великий немецкий поэт Гёте, смотря на живописные леса, холмы и долины, обдумывал свои поэтические произведения. С историей города связаны имена других великих людей, как Шиллер, Бах, Лист, Штраус…
В 1936 году на горе Эттерсберг нацисты начали строить руками немецких политзаключённых концентрационный лагерь, назвав его Бухенвальд, что в переводе означает «Буковый лес». Вместо поэтического очарования этим краем узников Бухенвальда каждый день ожидали голод, холод, издевательства и смерть… Страшным местом стала гора Эттерсберг для заключённых, а Бухенвальд – одним из крупнейших концентрационных лагерей на территории Германии…
Перед входом в лагерь над массивными воротами большими железными буквами была сделана надпись, что в переводе на русский означала: «Каждому своё». Это означало, что человеку, брошенному за колючую проволоку, уже больше не увидеть свободы, что его путь отсюда ведёт только к смерти…
Никто из узников Бухенвальда не знал, что их ждёт за воротами. Здесь не было больше фамилий, имён и отчеств, а также воинских званий. Всё это заменял лагерный номер, который нужно было запомнить в течение суток и отвечать, называя номер на немецком языке…
С июля 1937 года по апрель 1945 года в лагере было заключено более 250000 человек из 33-х стран. Количество жертв было оценено в 56 тысяч узников, которые нашли здесь мученическую смерть от пыток, издевательств и медицинских опытов, голода и болезней, от тяжёлой работы и расстрелов в затылок или ударов дубиной по голове, от нападения и укусов собак – овчарок, натасканных охранниками — эсэсовцами на полосатую одежду заключённых… Эсэсовцы для этого сделали всё, чтобы превратить живописные места Бухенвальда в настоящий ад…
Бежать из этого лагеря было почти невозможно. Его окружал двойной забор с колючей проволокой и пропущенным через нее током высокого напряжения. Вокруг лагеря высились два десятка сторожевых вышек с прожекторами и пулеметами. Стоило узнику приблизиться к ограде, как по нему открывали огонь без всякого предупреждения.
В Бухенвальде для политических заключённых полагалась униформа — арестантский полосатый костюм и деревянные башмаки. Советские военнопленные часто оставались в своей старой и изношенной одежде, которая вскоре превращалась в лохмотья. Совершавшим побег специально помечали — красный круг и буква “R” на рукаве. Это означало “русский”. Красный круг служил прекрасной мишенью для охранников –эсэсовцев, которые ради забавы стреляли в движущего человека – мишень.
После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз на территорию третьего рейха массово начали попадать воины Красной Армии, попавшие в плен после сражений с врагом. Они прибывали партиями.
Первые военнопленные прибыли в Бухенвальд 16 сентября 1941 года, имеющие офицерские звания и политработники Красной Армии. Все 300 человек вскоре были расстреляны, их имена остались неизвестными.
Начиная с октября 1941 года, в Бухенвальде полным ходом шло уничтожение красноармейцев. В конюшне, находившейся к западу от лагеря, было сооружено устройство для расстрела выстрелом в затылок. Его истинное назначение было искусно замаскировано с помощью различных приспособлений.
На конец 1941 года в концлагере Бухенвальд числилось 1903 советских военнопленных. Расстрелянные и умершие в отчётные документы не включаются.
В январе 1942 года 138 человек были отправлены для работы в каменоломни. Их отправляли в шахты и на строительство подземного завода, а позднее — для производства секретного «оружия возмездия» ФАУ – 1 и ФАУ – 2 в филиал Бухенвальда, Доро – Миттельбау. В самом концлагере работала оружейная фабрика. Заключённых эксплуатировали владельцы промышленных фирм, чьи предприятия находились в районе концлагеря.
Физически здоровых людей в лагере не было вообще, поэтому установленный здесь каторжный труд сам по себе убивал людей, работая по 12-14 часов в сутки с раннего утра до позднего вечера. За малейшее неповиновение и без всякой причины, охранники — эсэсовцы натравливали овчарок, которые были обучены на полосатую одежду и загрызали пленного до смерти.
В Бухенвальде, как, впрочем, и в других концлагерях, выдавался голодный паек. Узник до предела терял вес, а затем начинались отеки от голода. Всего в суточном рационе было 750—800 калорий, тогда как каторжный труд требовал для восстановления сил не менее 4 тысяч калорий. За малую провинность заключенные лишались и этой скудной пищи, подвергались наказаниям. А иногда наказывали и вовсе без всякого повода. Голод делал своё дело, унося жизни заключённых.
Не желая иметь дело с больными узниками, с февраля 1942 года начинают убивать тяжелобольных внутривенными инъекциями фенола, позже – уколами в сердце. В лагере над заключёнными проводилось множество медицинских опытов. В результате их, большинство жертв умерло мучительной смертью. Больных инфицировали сыпным тифом и туберкулёзом, и другими опасными болезнями, для того, чтобы проверить действие вакцин против возбудителей этих болезней. Регулярно у истощенных заключённых брали литрами кровь из вены, используя её для опытов и для изготовления сывороток.
На узниках испытывали не опробованные еще лекарства, оперировали без наркоза, безжалостно удаляли им органы, проверяли на способность выдержать низкое атмосферное давление и низкие температуры организма, экспериментировали с отравляющими веществами.
У людей, попавших туда, шанса остаться в живых практически не было: тех, кто выживал в результате бесчеловечных экспериментов, как правило, забивали до смерти — ведь пациент знал «государственную тайну».
В лагере, рядом с проволокой был один домик, из которого часто доносилась весёлая музыка, и в который пригоняли не нужных заключённых, кого нужно было уничтожить.
Раздевали под маркой медицинской комиссии и осматривали. Люди не знали, для чего это необходимо, думая, что это забота о здоровье. При прохождении комиссии, заключённые подходили к стойке, где измеряют рост, сидя и стоя. А в движок стойки был вмонтирован пистолет, который делал затылочный выстрел. За один день таким образом убивали сотни заключённых.
Другим местом массовых убийств был лагерный крематорий. Здесь не только сжигали трупы убитых и умерших. В подвалах крематория творилось нечто невероятное…
Заключённых подвозила крытая машина к зданию крематория, и эсэсовцы выталкивали из неё полуживых людей. Кто мог идти, доходил до калитки, и проходя через неё, не успев еще сделать и двух шагов, человек, гремя цепями, проваливался в подземелье. Люк, в который падал заключенный, немедленно задраивался, и уже никакие звуки не слышны были оттуда.
Каждого упавшего в подземелье палач большим деревянным молотком с размаху бил по голове. Двое других подтягивали оглушенного к каменной стене, где на высоте выше человеческого роста были вбиты 48 железных крюков. Палачи вешали на них свои жертвы за нижнюю челюсть. Человек умирал мучительной смертью…
Каждое утро после переклички заключенные должны были маршировать под наблюдением коменданта лагеря. Их заставляли петь нацистские песни. Не желавших петь выводили из строя и подвешивали на столб. Заключенных давили под грузом камней, пороли, кастрировали, увечили…
Но и этого было мало фашистским извергам. Эсэсовец доктор Эйзлер предложил открыть производство дамских ридикюлей и абажуров из… человеческой кожи. С умерщвленного сдирали кожу, которую затем обрабатывали химическим способом и изготавливали из нее абажуры, книжные переплеты, перчатки, женские сумочки, а из костей погибших узников изготовлялись броши, пряжки, предметы дамского туалета.
Трупы сжигались в крематории, печи работали ежесуточно, но всё равно не успевали сжигать тела всех несчастных, выбрасывая черный дым и пепел в высокую трубу, который покрывал землю толстым слоем… Предприимчивые фашисты даже пепел сожжённых узников использовали в качестве удобрений.
Да, жуткое это место было, а всего в восьми километрах находился немецкий город Веймар, где текла мирная жизнь, веселились и играли немецкие дети, радовались и улыбались немецкие женщины…
Несмотря на нечеловеческое обращение нацистов к узникам Бухенвальда, нашлись люди в концлагере, не покорившиеся судьбе, создавшие подпольную организацию.
С 15 марта 1943 года новый руководящий центр, представлявший теперь уже всю массу советских военнопленных и политзаключенных Бухенвальда, повел подпольную работу значительно большего масштаба, чем прежние два разрозненных центра, и начал подготовку к вооружённому восстанию, усилив деятельность по подбору новых подпольных кадров, составивших основу и военных формирований.
Подпольная организация советских военнопленных явилась крепким ядром, вокруг которого объединилась советские люди, попавшие в Бухенвальд и стремившиеся к активному участию в сопротивлении. Она сыграла большую роль в общей борьбе антифашистов различных национальностей.
Победы советских войск на фронтах Великой Отечественной войны вызывали подъем антифашистского движения. Участились побеги военнопленных из лагерей, усилилась борьба советских людей, насильственно угнанных гитлеровцами на принудительные работы в Германию. Все подполье с нетерпением ждало того дня, когда обстановка позволит взяться за оружие.
Когда стало ясно, что войска антигитлеровской коалиции уже близко, интернациональный комитет подполья решил – «Вперед!». Это было 11 апреля 1945 года, когда разведка подпольщиков узнала, что нацисты запланировали уничтожение всех узников Бухенвальда.
В назначенную минуту раздалось громкое русское «ура». Словно сжатая до предела стальная пружина, стала стремительно развертываться сила многотысячного коллектива узников Бухенвальда. Прорвался гнев, копившийся годами… В течение первого получаса взяли в плен около 200 эсэсовцев.
Над лагерем из края в край разносились на разных языках радостные крики: «Ура!», «Да здравствует свобода!», «Смерть фашистам!» Лагерь был освобождён 13 апреля 1945 года 3-й американской армией и в августе передан Советской Армии.
19 апреля 1945 года выжившие узники концентрационного лагеря Бухенвальд собрались на апель — плаце для того, чтобы произнести клятву перед всем миром, что они не прекратят борьбу до тех пор, пока виновные до последнего не предстанут перед судом народов, что лозунг узников – уничтожение нацизма и его корней.
В тот же день в Бухенвальд были привезены из соседнего города Веймара местные жители, чтобы они увидели то, какое бесчеловечие здесь творили нацисты годами, убивая и уничтожая десятками, сотнями, тысячами заключённых разных стран и национальностей, и какое равнодушие проявляло население городка, стараясь не замечать идущий каждый день и ночь из высокой трубы чёрный дым от сжигающих трупов и не думать о том, что человеческий пепел служил для удобрения сельскохозяйственных полей, находившихся неподалёку от Бухенвальда… На следующий день мэр города Веймара и его жена от нервных потрясений покончили жизнь самоубийством…
Есть мнение, чтобы лучше понять историю своей страны, её нужно пропустить через себя или посмотреть на события глазами человека, испытавшего на себе все тяготы жизни. Когда собирала материал для написания этой темы, изучая воспоминания бывших узников лагерей, просматривая документы и фото архивов, списки погибших в концлагерях, каждый раз вспоминала своих родственников, попавших в плен и погибших, с трудом сдерживая слёзы…
Жутко и больно, но мы должны знать и помнить, чтобы не предать память своих предков, отдавших свои жизни в борьбе с фашизмом в таких невероятных и экстремальных условиях для выживания, для того, чтобы не совершались преступления против человечества, чтобы жили в мире мы, их потомки!
Автор: Галина Александровна Старыгина, г. Сокол
.