Безымянные имена или долг Памяти

город Сокол, Вологодская обл.

Имена ваши
Мы нанесем на гранитные плиты,
На бетон и на мрамор
И вплавим в металл,
Повторим нашу клятву:
Никто не забыт, и ничто не забыто
И добавим:
Без вести никто не пропал!

Е. Долматовский

В феврале 2018 года в газете «Сокольская правда» была напечатана статья «Спасибо деду за Победу!» Елены Костыриной.

Напомню читателям, что Елена Владимировна приезжала осенью 2017 года из Хабаровского края в наш город, чтобы поклониться праху своего деда Костырина Лукьяна Александровича, умершего в сокольском госпитале № 1361 06 июня 1942 года и захороненного в братской могиле на городском кладбище.

Но найти могилу деда и плиту с его фамилией и с фамилиями других воинов на воинском захоронении не смогла.

Больше всего, её расстроило то, что в том месте, где когда – то проводилось захоронение умерших воинов, с 2003 года производят захоронение граждан города Сокол, ветеранов Великой Отечественной войны.

Не нашла она понимания в этом вопросе в администрации города Сокол, отвечающей за сохранение территории воинского захоронения на городском кладбище.

По возвращении домой, обратилась к депутату Государственной Думы Федерального Собрания РФ от Хабаровского края, с просьбой об увековечении памяти всех умерших воинов в госпиталях города Сокола на воинском захоронении городского кладбища. Запрос был направлен в Правительство Вологодской области.

Весной 2018 года в администрации города по постановлению главы города Васина Ю.А. была создана рабочая группа по увековечению памяти умерших воинов в годы войны в Соколе, и к празднику Дня Победы, на мемориальном комплексе были временно установлены три дополнительные плиты с 300 фамилиями воинов умерших от ран и болезней в госпиталях, о чём было дано сообщение в СМИ.


На одной из плит внесена фамилия умершего Костырина Лукьяна Александровича, 1910 года рождения, рядового 1076 стрелкового полка 314 стрелковой дивизии, деда Елены.

Но,.. что из этого получилось?

По просьбе Елены Костыриной решила сделать сверку поименных списков бойцов, захороненных на городском кладбище, в 1941 – 1946 г.г.

Несмотря на то, что прошло более 73 лет после Победы советского народа над фашистской Германией, мы до сих пор точно не знаем, сколько миллионов человек потеряла наша страна в Великой Отечественной войне, сколько пропало без вести, погибло в бою и в плену, умерло от ран и болезней…

Не знаем и о точном количестве воинов, умерших в нашем городе в госпиталях № 1361, 1539 и 3346, и похороненных на воинском захоронении и на кладбище РМЗ.

Сегодня на воинском захоронении числится умерших воинов от ран и болезней 700 человек, так как на мемориальных плитах у памятника «Скорбящая мать» уже ранее были написаны фамилии 400 человек.

На воинском мемориале РМЗ выбиты фамилии 61 воина.


Новые списки на 300 воинов не были сверены с поименным списком умерших в ЭГ № 1361 и 1539, чьи фамилии ранее были вписаны на мемориальные плиты.

В результате, на старых и новых плитах повторяются фамилии почти 100 умерших воинов, тогда как другие воины числятся на воинском захоронении безымянными. Фамилии их так и остались на бумаге.

В Центральном архиве Министерства обороны РФ в списках Сокольского РВК записаны 628 солдат и офицеров, умерших в ЭГ и похороненных на городском кладбище, и дополнительно 4 человека, в том числе 3 неизвестных. На кладбище РМЗ числятся 69 воинов.

В списках Сокольского РВК, находящихся в Сокольском районном архиве, — 631 человек на городском кладбище и 72 чел. на кладбище РМЗ.

В каталоге воинских захоронений периода Великой Отечественной войны на территории Вологодской области на воинском захоронении города Сокола перечислены 658 фамилий воинов, и на гражданском кладбище РМЗ — 79 человек.

Некоторые фамилии воинов встречаются в списках эвакогоспиталях с некоторым искажением фамилий, но совпадением места призыва или рождения. Несколько человек числятся в списках госпиталей и упоминаются в источнике: «плита», то есть учитываются дважды.

Не на всех умерших выложены в ЦАМО медицинские документы, поэтому существуют трудности в проверке карточек умерших из – за отсутствия в них полной информацией и указания госпиталя.

Проверяя списки РВК, переданные в ЦАМО и находящиеся в районном архиве, с алфавитными книгами поступивших воинов на лечение и с книгами погребений госпиталей, с медицинскими документами, находятся ошибки в несоответствии с фамилиями, с сокращенными именами и отчеством, годами жизни и смерти , или отсутствием информации о воинах.

Некоторые воины умирали в пути следования военно – санитарного поезда (ВСП) или поступали в госпиталь в тяжелом состоянии, и тогда в журнале появлялись такие записи: «Поступил без документов в бессознательном состоянии, скончался на носилках, других сведений нет, сведений о родных нет».

Конечно, можно предположить, что журналы в спешке заполнялись неразборчивым почерком и на плохой бумаге, сказывалась бесконечная людская усталость, поэтому прочитать фамилии бывает очень сложно сейчас через семь десятилетий.

Кроме того, увидела в ЦАМО список воинов , умерших от болезней в Сокольской городской больнице в конце декабря 1941 года, так называемые в донесении о потерях «оперкойки». Сегодня трудно определить из – за давности лет: к каким госпиталям относились эти умершие от болезней, или вёлся учёт «оперкоек» отдельно и сколько человек умерло.

В Вологодском областном архиве при просмотре фондов о госпиталях был обнаружен список умерших в ЭГ- 3346 в первом полугодии 1945 года из 11 человек. 

Позже проверила список, и выяснилось, что фамилии шести воинов отсутствовали в списке Сокольского РВК для ЦАМО, нет их фамилий и в фондах районного архива о госпиталях,

Эти солдаты оказались вычеркнутыми из списков живых и незаслуженно забыты.

Значит, для родных они до сих пор считаются без вести пропавшими, и которых, возможно, разыскивают!

Из – за большого потока информации волонтёры ЭЛАРА так же допускают ошибки в написании населенных пунктов и ФИО в карточках воинов, которые можно посмотреть на сайтах «ОБД – Мемориал» или «Память народа».

Вопросов возникает много, и просматривать приходилось множество документов, чтобы найти достоверную информацию о данном человеке и свести ошибки до минимума.

Исследуя имеющиеся документы на бойца, и сопоставляя боевой путь воинской части в период его ранения или заболевания, а также просматривая Книги Памяти регионов, откуда был родом воин или призван в ряды РККА, анализируя полученные данные, в сокольских списках сократилось количество воинов, не имевших про них ранее информации.

Соприкоснувшись с медицинскими документами, ощутила ту нечеловеческую физическую боль, которую испытывали раненые бойцы при осколочном проникающем ранении грудной клетки, со слепым осколочным ранением в область 6-го шейного позвонка, или при обморожении стоп ног и кистей рук и других ранениях. Им приходилось терпеть боль при отсутствии в госпиталях недостаточного количества обезболивающих лекарств, бинтов, ваты…

Достоин уважения нелегкий труд врачей, медсестер, санитарок, всех тех, кто работал в госпитале и помогал вернуть к жизни людей, которые были близки к смерти и смотрели ей в лицо.

С ранеными, которые шли на поправку, проводились индивидуальные и групповые занятия по ЛФК. Ампутантов обучали самомассажу и ходьбе в валенке.

Массовые мероприятия сводились к прогулкам, а зимой совершались лыжные прогулки и проводились лыжные кроссы на 3 км со сдачей норм.

В зимний период 1943 – 1944 года в ЭГ-1539 лыжной подготовкой было охвачено 278 человек. В среднем на человека приходилось 8 выездов.

С первых дней организации госпиталей среди раненых и больных проводилась трудотерапия в целях восстановления функций конечностей, а также для подготовки к будущей профессии.

Многие раненые воины, умершие в наших госпиталях, за мужество и стойкость, проявленные в боях с фашистами, были награждены орденами и медалями. Их героические подвиги описаны в наградных листах.

К сожалению, не всех раненых воинов медики смогли поставить на ноги и вернуть в строй. Более 650 человек умерли от болезней и ран, и нашли покой на сокольской земле, как и те, 40 воинов , которые родились или жили до войны в Вологодской области.

Среди них есть и наши земляки – сокольчане: Балушкин В.В., Кузнецов А.А., Пономарёв А.Д.

В Сокольском районном краеведческом музее находятся фотоальбомы о медиках, работавших в военное время в наших госпиталях, их воспоминания и фотографии.

Санитарка 5 отделения ЭГ — 1539 Ситова П.Д. вспоминает раненых и за каждой фамилией скрывается судьба воина, отдавшего жизнь:

«Рядовой Каландин. Очень красив. Умер на операционном столе. Осколок в голове. Всё время вспоминал своих детей, видать очень любил их».

«Рядовой Палкин Валентин, 19 лет. Из Астрахани, ранение в голову. Умер за день до приезда матери»

«Десантник Саша Эйхгорн. Ампутация рук и ступней ног. Вынесли в сад, слабый был, 19 лет, простудился и умер. Очень ждал свою маму».

Почти в каждой семье есть родственники, не вернувшиеся с войны, и уже через десятилетия, пытаясь установить их военную судьбу, продолжают разыскивать внуки и правнуки, не зная, где и когда похоронены деды и прадеды.

В интернете есть обширные базы данных, содержащие полную информацию о солдатах, погибших на полях сражений и в плену, пропавших без вести и умерших от ран, и много других интересных и полезных сайтов, посвящённых Великой Отечественной войне.

Логвинец Иван Егорович

Логвинец Иван Егорович

В списке умерших воинов госпиталя № 1539 есть фамилия Логвинца Ивана Егоровича, 1908 года рождения. Родом из Харьковской области Близнюковского района села Криштоповка.

Воевал в 14 стрелковом полку 72 стрелковой дивизии. В июле 1943 года был награждён медалью « За оборону Ленинграда».

Весной 1944 года получил ранение в голову, поступил в госпиталь 23 апреля и через два месяца 24 июня 1944 года скончался от полученных ран.

На сайте «Мемориал Великой Отечественной войны» увидела страничку. Она была сформирована в 2015 году.

Имеется информация родственников о Логвинце Иване Егоровиче и его небольшая довоенная фотография, а так же донесение о смерти в ЭГ – 1539 и захоронении на городском кладбище города Сокол Вологодской области.

Родственники воина сделали ссылку на сайт Аллы Аникиной «LDK-SOKOL.RU». Для раздела «Память огненных лет» помогаю ей собирать информацию о сокольчанах — солдатах Великой Отечественной войны, в том числе и о воинском захоронении в годы войны в Соколе. Видимо, эту информацию они нашли и прочитали.

Значит, есть шанс у каждого, узнать, как воевали и погибали, где были похоронены наши родные, погибшие в войну или пропавшие без вести.

В каком виде находится сейчас в ЦАМО база данных об умерших воинах в госпиталях города Сокол во время Великой Отечественной войны, то в ней почти невозможно найти родственникам информацию о родных по причинам, сказанных выше.

А они ищут и ждут…

Совсем недавно на одном из сайтов поискового отряда шёл разговор о пропавших без вести воинах, призванных Енисейским РВК Красноярского края в 1941-1942 годах и воевавших на Ленинградском фронте.

Информация нужна для создания Книги Памяти Енисейского района, в котором проживают эвенки. Фамилия одного из них показалась мне уже знакомой.

Это Шароглазов Евгений Васильевич, 1916 года рождения, сержант 65 СП 43 СД. Умер от ран 21 января 1942 года в госпитале № 1361.

К большому сожалению, в списках Сокольского РВК, предоставленных в ЦАМО и на плитах Мемориального комплекса, нет фамилии Шароглазова Е.В., а есть Шаромазов Е.В. , а по медицинским документам – Шароглазов Е.В.

Мне пришлось объяснять поисковику, как найти список о захоронении их земляка и принести извинения за безответственность и безалаберность сокольчан по отношению к умершим воинам при нанесении когда – то их фамилий на плиты.

До 75-летия Великой Победы времени остается совсем немного. Хочется надеяться, что в соответствии Закона РФ № 4292-1 от 14.01.1993 года «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества», администрация города и района проявит ответственность за сохранение и благоустройство воинских захоронений на Центральном городском кладбище и кладбище РМЗ.

Для этого необходимо составить точный поимённый список военнослужащих, захороненных на воинских кладбищах города Сокол, со всеми необходимыми данными на каждого воина.

Воины, внесшие свой вклад в Великую Победу ценою собственной жизни, достойны нашей памяти!

Безымянных солдат не должно быть! Наш долг перед памятью умерших воинов в годы войны : вернуть им всем имена и фамилии, чтобы сохранить прошлое ради будущего, и установить плиты с правильными фамилиями умерших воинов в госпиталях города Сокол в годы Великой Отечественной войны!..

Самое малое, что может сделать молодое поколение для тех, кому обязано жизнью, — помнить и уважать!

Таким способом, сможем увековечить в памяти юных сокольчан имена тех, кто проливал свою кровь в жестоких боях за будущее народов некогда огромной и многонациональной Родины!

Автор: Галина Александровна Старыгина, 2018 год
Авторство фотографий: Галина Старыгина и Татьяна Соколова (Матюшина)

 

 

 

 

 

.

Alla
Alla
Если хотите предложить материалы для публикации на сайте, высказать замечания или задать вопрос, воспользуйтесь следующей формой: Написать сообщение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *