2.4.15. «Дионисий молится Богородице «о мире и спасении».
«Оставшись один в келье, блаженный Дионисий встал и, … преклонив колена, обратился с молитвою к Богоматери, прося себе Ея предстательства и заступления. «Всемилостивая Владычице, Матерь сладкого моего Христа, на Тебя возлагаю всю мою надежду и упование. Ты сподобила меня грешнаго раба Твоего создать сию обитель во славу святаго имени Твоего, Ты и ныне сохрани и помилуй и меня и всех живущих в ней и буди им всегда покров и заступница». После этой молитвы, сопровождавшейся слезами, преподобный сел, чтобы несколько отдохнуть и сведен был в тонкий сон, но вот внезапно послышался ему голос: «Услышана твоя молитва о братии и неотступна буду Я от всей обители, охраняя ее от всяких зол и оскудения». (30)
2.4.16. «Преставление Дионисия».
«Узнал преподобный, что через три дня отойдёт он к Богу, и начал безмолвствовать месяца мая в 29-й день, в четверг. Впал он в телесный недуг и видел, что окончательно ко Господу отходит и отдаёт долг естества, дух же предаёт желанному Христу.
И призывает он всё священное собрание полностью. Братия же всем собранием рыдали, сокрушаясь, лицо же святого светилось, как снег. И повелел он верному своему ученику Макарию совершить Божественную службу в самый момент его отхода. И перед тем как разрешиться телесному союзу, он причастился Владычнего Тела и Крови Христа Бога нашего и сказал: «Чада! Вот, я отхожу от вас. Погребите тело моё в той пустыни, где я сам выкопал себе гроб за семь лет до этого, чтобы там были: если будет положено моё тело там, то не будут люди презирать место то Бога ради. А если не будет положено моё тело там, то должно то место оскудеть, и не будет там жителей. А в том месте должно быть жителей много. Я повелеваю, чтобы был единый игумен обители Пречистой и той пустыни, где тело моё будет положено. И пусть там всё необходимое берут из большой лавры».
И вот что ещё сказал преподобный: «Братия, если будет мне милость от Бога, то не отступлю я от этого места и буду молить Бога и Пречистую Его Мать, чтобы оно не оскудело». Он осенил себя крестным знамением, воздвиг руки к небу, сотворил молитву и, преподав благословение о Христе братии, с молитвою предал священную и чистую душу свою Богу». (31)
«Келья исполнилась чудесного благоухания, и в эту минуту Амфилохий увидел над головой его дивный венец. Это было 1 июня 1437 года в 6 часов дня. Преподобному Дионисию было тогда 74 года с половиной». (32)
Клеймо «Преставление Дионисия». В текстах житий нет упоминания о том, что во время преставления Дионисия к нему прилетает ангел. Хотя, на иконе изображен ангел и младенец с нимбом. Младенец нимб у младенца говорит о том, что душа Дионисия святая.
2.4.17. «Перевезение гроба Дионисия в Сосновецкую обитель».
«С подобающею честью, при всеобщем плаче, труженическое тело его было положено во гроб и в тот же день с псалмопением, в сопровождении всей братии, повезли его из лавры в Сосновец, но конь, везший тело святаго, отойдя не далеко от лавры, остановился, и не пошёл далее, не смотря ни на какие понуждения (на этом месте стоит ныне часовня). Тогда Амфилохий велел привести любимого коня Дионисиего и хотя он был не лучше и не сильнее перваго, однако легко довёз тело до пустыни, как бы чувствуя, что в последний раз служит любившему его старцу». (33)
2.4.18. «Погребение Дионисия».
«На другой день, по совершению божественной службы согласно завещанию преподобного, он был погребён в приготовленной им для себя могиле в четырёх шагах от стены Предтеченского храма в Сосновце, над которое впоследствии была устроена гробница, украшенная золочёной резьбой». (34)
«В том месте, у гроба святого больные здоровье получают. Слепым он прозренье даёт, от бесов освобождает, расслабленных укрепляет, скорчанные руки выпрямляет, от всех болезней подаёт выздоровление не только при приближении к его раке: где только ни призывут его имя с верою, получают здоровье». (35)
«Хотя и не хотел святой славы при жизни и по смерти, но крепкая сила Божия его прославила. «Прославляющих Меня, — сказано, — прославлю». (36)
3. Вывод
В ходе проведенного исследования мною изучено несколько редакций жития святого Дионисия: Основная редакция, Минейная, Сокращённая и Краткая Минейная и две редакции нового времени: одна, написанная священником Иоанном Верюжским, и вторая — Основная редакция в переводе Г.М. Прохорова, Первая Проложная редакция и жития Амфилохия Глушицкого в собрании Уварова и Погодина.
Также изучено само понятие «житийная икона» и её характерные особенности. Проанализировав изученный материал по данной теме, я осмелился сделать вывод, что иконописец в написании иконы руководствовался не одной редакцией Жития, а несколькими хотя за основу взял именно Минейную.
Икона заимствует у текста содержание, которому она следует довольно точно. Художник не пытается заменить рассказ агиографа своим собственным.
Текст житий и образ житийной иконы работают в одном направлении, ведут нас, христиан, к единому прославлению образов Преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких. «Святой Дионисий был поистине великим светильником христианской веры для всего того края». (37)
Перед иконой Дионисия
Тихо я стою перед иконой из Глушицкого монастыря,
А с иконы ласково, спокойно Дионисий смотрит на меня.
Хочет он спросить: «Пришёл молиться? Иль намерен что-то мне сказать?»
«Я пришёл, чтоб Духом укрепиться, чтоб Твоим поступкам подражать.
Сеял Ты душой своей и сердцем Свет, Добро и Милость на Земле,
Слыл во всех делах большим умельцем, был для всех светильником во мгле.
Людям нёс Святое Слово Божье, всем больным – здоровье возвращал,
Инокам – наставником надёжным, а врагов молитвой побеждал.
Соблюдая Заповедь Христову, добрый свет оставил на Земле.
Славлю я поистине Святое, дивное, по Богу Житие.
Я стою перед иконой чудной, явно вижу подвиги Твои.
Ярко освещает путь Твой трудный Свет Надежды, Веры и Любви.
Святый Преподобный Дионисий! Верю: Твой светильник не погас –
В той Божественной небесной выси помолись пред Господом за нас.
Пусть простит нас грешных, недостойных, хоть задача – ох, как нелегка!
Молимся Тебе! И славим Бога ныне, присно и на все века»!
(авторство: Семья Ванчиковых).
1. Источник: Русская житийная икона // Н. Комашко, Е. Саенкова // «Книги WAM» // 2007 с.6
2. Источник: Православная энциклопедия // Том XV Димитрий – дополнения к «Актам историческим» // церковно-научный центр «Православная энциклопедия» // с.249-250
3. Источник: Древнерусские жития святых как исторический источник // исследование Ключевского // Издание К. Солдатенкова // Москва // 1871 с. 195.
4. Источник: Святые Подвижники и обители русского севера // Г.М. Прохоров и С.А. Семячко // Санкт-Петербург 2005 с.79
5. Источник: Святые Подвижники и обители русского севера // Г.М. Прохоров и С.А. Семячко // Санкт-Петербург 2005 с.220-221
6. Источник: Живопись вологодских земель XIV-XVII веков // «Советский художник» Москва // 1976. с.61
7. Источник: Русская культура на рубеже веков: Русское поселение как социокультурный феномен // сборник статей // Вологда «Книжное наследие» 2002. с.30-31. Т.Г. Петрова (Вологда) Из истории Дионисиево-Глушицкого монастыря. (Статья в сборнике).
8. Источник: Живопись вологодских земель XIV-XVII веков // «Советский художник» Москва // 1976. с.61
9. Источник: Русская культура на рубеже веков: Русское поселение как социокультурный феномен // сборник статей // Вологда «Книжное наследие» 2002. с.30-31. Т.Г. Петрова (Вологда) Из истории Дионисиево-Глушицкого монастыря. (Статья из сборника
10. Источник: Древнерусское искусство в собрании вологодского музея-заповедника // Путеводитель по экспозиции // Москва «Северный Паломник» // 2004 с.129
11. Источник: Живопись вологодских земель XIV-XVII веков // «Советский художник» Москва // 1976. с.61
12. Источник: Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых // Вологда 2009 // священник Иоанн Верюжский с.179-180
13. Источник: Святые Подвижники и обители русского севера // Г.М. Прохоров и С.А. Семячко // Санкт-Петербург 2005 с.94
14. Источник: Святые Подвижники и обители русского севера // Г.М. Прохоров и С.А. Семячко // Санкт-Петербург 2005 с.207
15. Источник: Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых // Вологда 2009 // священник Иоанн Верюжский с.180-181
16. Источник: Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых // Вологда 2009 // священник Иоанн Верюжский с.183
17. Источник: Святые земли русской Тысячилетие русской святости Жития и жизне описания // Москва «Белый Берег» //2002 с.208
18. Источник: Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых // Вологда 2009 // священник Иоанн Верюжский с.179-180
19. Источник: Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых // Вологда 2009 // священник Иоанн Верюжский с.187-188
20. Источник: Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых // Вологда 2009 // священник Иоанн Верюжский с.188
21. Источник: Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых // Вологда 2009 // священник Иоанн Верюжский с.188″
22. Источник: Святые земли русской Тысячилетие русской святости Жития и жизне описания // Москва «Белый Берег» //2002 с.210
23. Источник: Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых // Вологда 2009 // священник Иоанн Верюжский с.198
24. Источник: Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых // Вологда 2009 // священник Иоанн Верюжский с.195
25. Источник: Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых // Вологда 2009 // священник Иоанн Верюжский с.195-196
26. Источник: Святые земли русской Тысячилетие русской святости Жития и жизне описания // Москва «Белый Берег» //2002 с.217
27. Источник: Святые земли русской Тысячилетие русской святости Жития и жизне описания // Москва «Белый Берег» //2002 с.217-218
28. Источник: Древнерусское искусство в собрании вологодского музея-заповедника // Путеводитель по экспозиции // Москва «Северный Паломник» // 2004 с.129
29. Источник: Древнерусское искусство в собрании вологодского музея-заповедника // Путеводитель по экспозиции // Москва «Северный Паломник» // 2004 с.129
30. Источник: Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых // Вологда 2009 // священник Иоанн Верюжский с.204
31. Источник: Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых // Вологда 2009 // священник Иоанн Верюжский с.204
32. Источник: Русские святые // Жития собрала монахиня Таисия // Санкт-Петербург // издательство «АЗБУКА» 2001. с.339
33. Источник: Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местно чтимых // Вологда 2009 // священник Иоанн Верюжский с.204
34. Источник: Рождённые Вологодчиной, Энциклопедический словарь биографий // Вологда // 2005
35. Источник: Душа Вологды // Лариса Васильева // Вологда «Книжное наследие» // 2010 с.58
36. Источник: Душа Вологды // Лариса Васильева // Вологда «Книжное наследие» // 2010 с.58
37. Источник: Самые знаменитые святые и чудотворцы России // Карпов А.Ю., Юрьев А.А. // «ВЕЧЕ» Москва // 2002 с.216-217