27-ой запасной авиаполк в г. Кадникове в годы ВОВ

27-ой запасной авиаполк в г. Кадникове

27-ой запасной авиаполк

Сейчас многие местные жители не знают, что в годы войны в городе Кадникове находился военный аэродром. На аэродроме с осени 1941 до 1942 года располагался 27-ой запасной авиаполк.

В июле 1941 года, к удивлению горожан и сельчан, поступил приказ о начале уборки урожая в поле между г. Кадников и деревнями Ерденево, Филяево и Лопатино. На работы по строительству аэродрома были привлечены жители г. Кадникова и соседних деревень. Рядом со взрослыми трудились дети и подростки.

Трудились с восхода до заката, пласты земли снимали лопатами, принесёнными из дому. Техники не было никакой. По два часа ежедневно вечером работали служащие городских организаций, а рядом трудились заключённые. На площадке слово аэродром запрещалось произносить.

Строителей аэродрома бесплатно кормили обедом в столовых. Чаще давали грибной или овсяный суп и небольшой кусочек хлеба.

До заморозков прибыл первый памятный знак. Осенью в город прибыли военные. В здании Дома культуры, прозванным местными жителями военным городком, размещались столовая, продуктовый и вещевой склады, бельевая, прачечная, позднее военторг.

Двадцать седьмой запасной авиационный полк

Солдаты строили ангары для самолётов. Снаружи они напоминали бугры. Крестьяне называли бугры, расположенные у деревень, гнёздами. Аэродром был под надёжной охраной и начал функционировать к концу 1941 года.

Офицеры жили на частных квартирах в городе и в деревнях. Лётчики рассказывали школьникам о подвигах Жукова, Здоровцева и Харитонова, совершивших тараны в ленинградском небе. Им первым в войну было присвоено звание Героев Советского Союза. Особенно гордились тем, что М. Жуков-вологжанин. Первое время шум моторов срывал мальчишек с парт, а позднее стал настолько привычным, что не обращали внимания. Самолёты так низко пролетали над городом, заходя на посадку, что несколько раз сносили трубы ближайших домов.

С наступлением зимы возникла надобность в уборке снега. Снег грузили на сани, на лошадях отвозили на край поля. Люди работали на морозе с 8 часов утра до 17 вечера, было трудно — руки примерзали к металлу. Летом рабочий день авиамехаников начинался с 2 часов утра и длился весь световой день. Работников кормили бесплатно обедом, выдавали по 400 г хлеба. Сначала там работали английские лётчики-инструкторы, инженеры и механики.

Город охранялся. Дежурили по два человека на каждый квартал. Хождение гражданских лиц в ночное время по улицам запрещалось. Комсомольцы дежурили на перекрёстках, задерживали подозрительных.

Вражеские самолёты бомбили Морженгу и вдоль по Сухоне реке, но ни разу Кадников (хотя над городом пролетали, даже воздушная тревога была объявлена.) Строго соблюдался приказ о местной противовоздушной обороне от 13 июля 1941 года.

Когда наши лётчики покидали аэродром, взлетали от деревни Лопатино на восток. Горожане знали, что лётчики уходят на задание. Старушки молились за их здоровье.

Из материалов Интернет мы знаем, что 27-ой запасной авиаполк был сформирован 15 октября 1941 года на базе Вологодского учебного центра ВВС Красной Армии. Командир полка-Пантелеев Всеволод Иванович. Полк занимался формированием, обучением и отправкой на фронт маршевых истребительных полков.

Кроме этого, в полку обучался переменный состав пилотов, который в дальнейшем шёл на укомплектование истребительных авиационных полков. Переучивание производилось на иностранной материальной части: до июля 1942 года – на американских истребителях «Томагавк» завода «Кертис», в дальнейшем на американских истребителях «Харрикейн».

Кроме того, при 27-ом запасном авиаполке была сформирована 2-ая техническая бригада по сборке импортных самолётов. Начальник спецбригады – Часовиков Сергей Николаевич, военинженер 2 ранга.

Двадцать седьмой запасной авиационный полк

За короткий 11-ти месячный срок авиаполк сформировал, подготовил и отправил на переучивание в другие запасные авиаполки пять истребительных авиационных полков. Всего переучено на импортной материальной части 315 лётчиков и более 600 техников и механиков.

За этот период 27 запасной авиаполк своими силами собрал 222 новых самолёта, обслужил более 250 самолётов различных типов, пролетавших через аэродром Кадников.

Расформирован полк 25 сентября 1942 года.

Таким образом, аэродром г. Кадникова, который действовал с 15 октября 1941 по 25 сентября 1942 гг., внёс свой вклад в победу. Жители города помогали в строительстве аэродрома и его обслуживании.

В 2017 году откроются архивы и о деятельности аэродрома можно будет получить более подробную информацию.

********

Источник: Л. Лукинцова. Деятельность 27-ого западного авиаполка в г. Кадникове в годы Великой Отечественной войны (по воспоминаниям местных жителей) — Сборник материалов педагогических чтений. Сокол, 20 – 21 апреля 2010 года.

Alla
Alla
Если хотите предложить материалы для публикации на сайте, высказать замечания или задать вопрос, воспользуйтесь следующей формой: Написать сообщение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *