Настоятель Лазаревской церкви города Вологды протоиерей Николай Пономаревский был приговорен к расстрелу 1 декабря 1937 года. Отцу Николаю было 74 года, 30 лет из них он прослужил в храме на Горбачевском кладбище.
Николай Пономаревский родился в 1863 году в городе Яренске Вологодской губернии в семье потомственных священнослужителей: священниками были его дед и отец, который скончался, когда мальчику было девять лет.
Николай поступил в Вологодскую духовную семинарию. В 1884 году закончил ее, женился и принял священный сан.
Три года с 1885 по 1887 Николай Пономаревский служил диаконом в Воскресенской Боровецкой церкви (ныне это территория города Сокола).
25 января 1888 года определён во священника к Богородской Говоровской церкви Вологодского уезда и 2 февраля произведён во священника.
Молодого священника назначили наблюдателем над церковно-приходскими школами Тотемского уезда, а также духовником Тотемского духовного училища. Со всеми послушаниями отец Николай справлялся отлично.
В Тотемской учительской семинарии он девять лет преподавал зырянский язык (теперь его называют языком коми).
На молодого деятельного священника, который зарекомендовал себя отличным педагогом и организатором, обратил внимание епископ Вологодский и Тотемский Алексий (Соболев). Владыка Алексий в августе 1896 года назначил священника Николая Пономаревского инспектором классов епархиального женского училища для девочек. Училище находилось на территории Горне-Успенского монастыря, а с 1903 года до закрытия располагалось на набережной Вологды.
В октябре 1907 года скончался настоятель Вологодской кладбищенской Лазаревской церкви протоиерей Иоанн Анурьев. Отца Иоанна любили и уважали вологжане за благочестие, доброту и усердие в служении.
Батюшка сумел выстроить на месте разрушающейся деревянной церкви каменный храм, при котором организовал дом милосердия. Средства собирали по всей России. Отец Иоанн составил и издал множество популярных брошюр — одни рассказывали об основах православной веры, другие знакомили читателей с различными ремеслами. И те, и другие широко расходились по стране.
Дело отца Иоанна священник Николай Пономаревский успешно продолжал. Но настало тяжкое время гонений; безбожники разорили то, что устраивалось десятилетиями упорного труда.
В начале 20-х годов у Лазаревского прихода были изъяты церковные ценности, а в начале 30-х годов звонницу лишили колоколов. Отец Николай протестовал, пытался препятствовать ограблению прихода. В 1931 году полгода был под следствием, но тогда наказания он избежал.
Лазаревская церковь на Горбачевском кладбище была закрыта постановлением горсовета 26 августа 1937 года. Спустя два месяца в дом № 5 по улице Воровского, где жили протоиерей Николай и его жена Лидия Пономаревские, пришли сотрудники НКВД.
Батюшку арестовали, о судьбе матушки ничего не известно. Детей у них не было.
На допросах, в том числе и на последнем, который был проведен 29 ноября, священник свою вину не признал. Это не помешало 1 декабря 1937 года обвинить батюшку Николая «в том, что, являясь участником контрреволюционной организации духовенства в г. Вологде, проводил контрреволюционную пораженческую агитацию и настраивал массы против проводимых Советской властью мероприятий — т.е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58 п. 10, ч. 2-я и 58 п. 11 УК».
Вместе с отцом Николаем обвинение было предъявлено девятнадцати вологодским священнослужителям, пятеро из которых служили в Лазаревском храме.
Приговор, вынесенный на заседании тройки при управлении НКВД при Вологодской области 1 декабря 1937 года, у всех один: «Расстрелять».
Многих обвиняемых священнослужителей по этому делу расстреляли в деревне Чашниково близ Вологды, где сейчас стоит Поклонный крест в память о репрессиях и часовня во имя мученицы Анастасии Узорешительницы.
Был ли среди погибших здесь протоиерей Николай Пономаревский — неизвестно: данных об исполнении приговора в деле не имеется. Ясно одно: отец Николай погиб за веру.
Священник, отдавший пятьдесят лет жизни беззаветному служению Богу и людям, зарыт в безвестной могиле. Благочестивый старец не посрамил своих седин изменой Христу.
Автор: Анна ШИРОКИХ
Источник:
.