Пристань «Печаткино»

Пристань "Печаткино" на берегу реки Сухоны

Многие сокольчане ещё помнят небольшое одноэтажное деревянное здание пристани «Печаткино» на берегу Сухоны на улице Беднякова. В нём размещались кабинеты начальника порта, его заместителя, диспетчерская, бухгалтерия, библиотека и разные подсобные помещения.

Это ветхое здание снесено в 1981 году, после окончания строительства нового, а на его месте перед зданием заводоуправления Сухонского ЦБК, растёт вечнозелёная туя.

Пристань Печаткино – вначале причал и затон, возникла с появлением Сухонского целлюлозного ( 1899 год — тогда он назывался бумажной фабрикой купца Суркова) и артиллерийского заводов (построен в 1914 году) для осуществления водных перевозок ещё до строительства железнодорожных веток к предприятиям и подчинялась Северному речному пароходству.

В декабре 1936 года из него выделяется самостоятельное Сухонское речное пароходство с управлением в Вологде. Ему были подчинены пристань Печаткино и судоремонтные мастерские, сначала как раздельные предприятия до 1956 года.

В мастерских ремонтировались суда, принадлежащие пристани Печаткино, и транзитные.

Пристань Печаткино занималась перевозкой грузов и пассажиров. Самоходный флот был паровым, а несамоходные баржи – деревянными. Суда в основном находились на балансе пароходства и каждую навигацию распределялись для работы по пристаням (Вологда, Тотьма, Великий Устюг, Печаткино).

Так, даже в 1947 году плавсостав пристани Печаткино составлял всего 11 человек. На рейде пристани работали и два свои парохода – «Революционер» (капитан М.В.Демичев) и пригородный пассажирский пароход № 8. Пригородное сообщение рекой, из-за отсутствия автомобильных дорог существовало до Селищ и Шеры. Перевозка пассажиров от Вологды до Топорни и Уфтюги осуществлялась пароходами «Чехов», «Крылов», «Достоевский», принадлежащих пароходству.

В 1934 году с пристани Печаткино был отправлено 92618 пассажиров, это даже несколько больше достигнутого наивысшего уровня в 1990 году – 91,4 тысячи пассажиров.

Большую долю в грузообороте составляла перевозка песка из деревни Шачино для нужд города. Его доставляли двумя плашкоутами (баржи малого водоизмещения). Погрузка и выгрузка производилась вручную с помощью тачек, лошадей и, из-за отсутствия штатных грузчиков, силами местного населения.

Пароходы работали на дровах. На каждый в сутки требовалось 20-25 кубометров. Для их заготовки пристань имела четыре лесоучастка. Распиловка и расколка производилась вручную и в основном женщинами.

Капитанами судов работали в основном практики-речники.

В годы войны пристань и мастерские переводились на военное положение, была организована военизированная охрана, начальником которой назначается И.С. Власов, а бойцами – женщины. Кроме ремонта речного флота, перевозки грузов, выполняли и оборонные задания.

В 1956 году пристань и судоремонтные мастерские объединяются в одно предприятие.

В 1975 году Министерством речного флота РСФСР пристань «Печаткино» переименовывается в порт «Сокол».

В 1989 году упраздняется Пристань, как одно из подразделений порта «Сокол».

Источник: Лощилов О. Ф., книга «Мой Сокол», Вологда: «Полиграфист», 1999 г.

 

 

 

 

 

.

Alla
Alla
Если хотите предложить материалы для публикации на сайте, высказать замечания или задать вопрос, воспользуйтесь следующей формой: Написать сообщение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *