Летящие ангелы. Полосатая история сельского храма

Церковь Михаила Архангела в с. Архангельское Сокольского района

С высокой колокольни церкви Михаила Архангела открываются скромные, но радующие глаз виды. Крыши многочисленных деревенских домов, окруженных огородами, сельские дороги, леса вдалеке, пруд и река. На зеленеющей еще траве – четкая тень колокольни, придающая этой картине необыкновенное очарование.

Пейзажи бохтюжской земли – так называют местность на реке Бохтюге в Сокольском районе — искусно расцвечены всеми оттенками осени. Словно сияющий на солнце каменный храм Михаила Архангела является главным украшением этой земли вот уже более двух веков.

ХIII-ХIХ века

До конца ХIII века эту местность населяло коренное племя чудь, которое постепенно разбавилось новгородцами и будущими ростово-суздальцами. В ХIII-ХIV веках земли на реке Бохтюге принадлежали ростовским князьям, потомкам Юрия Долгорукого. В 1330 году здесь появился князь Андрей Ростовский, внучатый племянник Александра Невского, – когда его земли захватил московский князь Иван Калита, ему пришлось бежать на север. Андрей Федорович образовал Бохтюжское княжество, но потом вернулся домой, оставив здесь сына… Бохтюжское княжество просуществовало до 1448 года, после чего стало волостью московских князей.

Первое упоминание о храме Михаила Архангела относится к ХV веку. Во времена Василия Темного на месте, где сейчас находится каменный Храм Михаила Архангела, поставили деревянную церковь Михаила Архангела, но исследователи полагают, что самая первая церковь, тоже деревянная, была построена еще при князе Андрее Федоровиче. От имени храма и получило свое название село Архангельское.

Каменный храм Михаила Архангела начали возводить в 1770 году. Верхний престол освятили в честь Архистратига Михаила, предводителя всех небесных воинств, нижний по правой стороне – в честь Святителя Николая, нижний по левой стороне – в честь преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких, святых подвизавшихся в этих местах в конце ХIV – начале ХV веков.

Село Архангельское и его округа, как гласят архивные документы, процветали. Архангельское являлось административным, культурным и торговым центром, а бохтюжская церковь Михаила Архангела была одной из самых крупных и богатых в Вологодском уезде. К ней, согласно клировым ведомостям, было приписано 10 часовен, 36 десятин 1240 сажен земли, дома для священников и церковнослужителей.

Также имелись приходские школы. Немалый доход приносили два ряда каменных лавок – храм, выбеленный с золоченными звездами и золоченными крестами на главах, был обнесен кирпичной оградой с башнями по углам, и к стене, идущей вдоль улицы, примыкали торговые ряды. В селе имелись две чайные, две пивные и кабак. Торговлю разворачивали, как местные, так и заезжие купцы и крестьяне. Бохтюжская земля славилась кожевниками и сапожниками, портными и кружевницами, кузнецами, мельниками и маслоделами.

В праздники, особенно широко праздновали Троицу и Духов день, после богослужения проходили гуляния. На Троицу напротив церкви устанавливали карусель и круговые качели.

В ХIХ веке постоянно велись работы по украшению храма Михаила Архангела. Так в 1833 году в верхнем храме был вызолочен иконостас. Работу выполнял московский мастер позолоченных дел Тимофей Машаров. В 1835 году был заключен договор на производство железных решеток с крестьянином Михаилом Григорьевым.

В 1862 году на родину с целью расписать храм Михаила Архангела приехал художник Платон Тюрин, бывший крепостной, получивший вольную и принятый вольноприходящим учеником в Петербургскую Академию художеств (к слову, позднее академик портретной и исторической живописи Тюрин стал одним из создателей настенных росписей в храме Христа Спасителя в Москве). За два года художник расписал верхнюю часть церкви, роспись состояла из 25 изображений. Нижний этаж спустя время расписал местный художник Рафаил Кустов.

ХХ век

В 1900 году в приходе насчитывалось 5524 человека, в 1917 году – 6591 человек (для сравнения в настоящее время население сельского поселения Архангельское составляет 628 человек).

«Одна из жительниц села рассказывала, что когда ей было 10 лет, она пела в церковном хоре, и петь их учили по нотам», — подчеркивает экскурсовод.

После октябрьской революции из храма Михаила Архангела вывезли все ценности, в 1932 году церковь закрыли. Обоих священников увезли на Соловки и расстреляли. В это время часть икон и церковной утвари бесследно пропала. В 1935 году были разобраны ограда, башни и частично торговые ряды.

Быстро исчезли из храма и деревянные лестницы, полы, перекрытия. Колхозу были нужны стройматериалы, да и сами местные жители не зевали – из кирпича получались добротные печи. Так храм Михаила Архангела – редкий образец раннего классицизма — потерял свой облик.

Какое-то время здание церкви использовалось как склад зерна. После его ликвидации в 50-е годы церковь осталась безнадзорной. Замки с дверей сняли, окна разбили. В церковь мог зайти любой. Самый большой вред, по словам жителей села, ей нанесли приезжие.

В 1983 году произошел сильный пожар, в течение последующих нескольких лет храм стоял без кровли и с зияющими оконными проемами, что привело к серьезным разрушениям фундамента и кирпичной кладки стен. Штукатурка покрылась многочисленными глубокими трещинами и изломами, а росписи, изуродованные автографами вандалов и находящиеся на постоянном сквозняке, стали шелушиться и потихоньку осыпаться…

О том, что пережил храм Михаила Архангела в советское время и как неравнодушные люди вели борьбу за его сохранение, описал в своих дневниковых записях, ставших в 2008 году основой для книги, местный учитель и один из инициаторов восстановления церкви Анатолий Еремеев (участник ВОВ, краевед, работавший внештатным корреспондентом газеты «Сокольская правда», почетный гражданин Сокольского района).

«1983 год. Опять происшествие. Ребята из села Архангельское разожгли костер у входа в церковь. Потушили его не до конца… Пожар перекинулся на второй этаж… Горело между колокольней и пятью куполами…Сходил на место происшествия. Неутешительный вид церкви… Вся центральная часть сгорела… Приезжала комиссия из Вологды, сделали заключение, что пожар не нанес ущерба. А разве роспись не является материальной ценностью? Где же была советская власть, когда начали уничтожать памятник истории и культуры?.. Сняли колокола… Украшения с икон (резные позолоченные наличники) жгли зимой на костре. Мы были детьми и видели, как уничтожались замечательные изделия мастеров… Не везет нашей церкви. Известно, что она неоднократно горела, но если в прошлые разы ее восстанавливали, то сейчас вряд ли это можно сделать. Кто в этом заинтересован?»

«1985 год. В райисполкоме состоялось заседание по вопросу сохранения памятника истории и архитектуры Архангельской церкви. Поводом явилась публикация Швецова, члена Союза писателей, и моя статья, а также письмо Швецова в райисполком… Разговор шел о неотложных мерах по перекрытию окон, дверей и проемов, сделанных в стенах, о необходимости покрыть крышу и сделать полы… Вопрос уперся в финансы и строительные материалы. Решили провести комсомольский воскресник, а заработанные деньги использовать на восстановительные работы. Решили создать комиссию, обследовать церковь… Решили обратиться в областные организации с ходатайством о том, чтобы взяли церковь на государственный учет для дальнейшей ее консервации, а затем и реставрации… Раз Советы довели церковь до такого состояния, то пусть они и занимаются решением о ее реставрации.»

«Приезжали члены комиссии во главе с главным архитектором города Вологды и представители Сокольского райисполкома с целью оценки работ по восстановлению церкви. Установили, что росписи Тюрина кое-где сохранились… Шел разговор и о себестоимости реставрационных работ… Есть уверенность, что церковь восстановят…» «Смелость, инициатива и находчивость энтузиаста товарища Соболева привели к желаемому результату. Сделана смета на 260 тысяч рублей. В церкви дважды проведены воскресники. Участвовали Соболев, Еремеев, Козлов, Гусев и комсомольцы Молчанова, Литвинов и Мокин. Занимались устройством лесов для закрепления от разрушений росписи Тюрина «Нагорная проповедь Иисуса Христа».

«1986 год. Приехали три вологодских художника, чтобы закрепить тюринские росписи на первом этаже… Эту работу они выполнили бесплатно… Их заинтересовало отопление церкви… Установили, что под полом и в стенах идет разветвление из керамических труб… Эта отопительная система сохранилась… Об работе художников писали в «Сокольской правде». Авторы Соболев и Шуткова в своей статье обратились к населению города и района с призывом об оказании безвозмездной помощи в восстановлении церкви».

«1988 год. Планировалось начать восстановительные работы… Встала проблема с подвозом строительных материалов. Не было дороги по селу. Ни одной машине, кроме трактора, не проехать. Механизаторы решили по обеим сторонам «дороги» проложить канавы, чтобы спустить воду, а за счет выбранного грунта поднять и выровнять ее. Задачу выполнили… Дорога оказалась довольно узкой, двум машинам не разъехаться. Бригада приступила к строительству лесов».

«1989 год. Леса поднялись до уровня второго этажа. Это начало восстановительных работ. Все годы, а прошло около 10 лет, пока шла бумажная волокита, люди надеялись. Наконец-то все разрешилось! И сейчас верится, что церковь будет восстановлена».
Когда подоспела первая профессиональная помощь (объект курировал архитектор Каменщиков), казалось, что дела пойдут быстро, но не тут-то было. В 1993 году работы встали…

В 1998 году за объект взялась бригада сокольчанина Титова. За короткий промежуток времени она восстановила фундаменты, стены, кровлю и колокольню, побелила фасады, установила окна, соединила первый и второй этаж деревянными лестницами. Особую поддержку на этом этапе восстановления памятника оказали правительство области и администрация района.

Всеми силами содействовал продолжению реставрационных работ настоятель местной церкви протоирей Анатолий Балясин (напротив храма Михаила Архангела стоит небольшая церковь Святого Духа, построенная в 1850 году, богослужения в ней были возобновлены в 1991 году). Большую роль здесь сыграла и местная жительница Зоя Кедрова. «Она не только пропагандировала восстановление храма, но и искала спонсоров, и добывала деньги», — отмечает Зинаида Локтева.

ХХI век

В 2005-2008 годах в храме Михаила Архангела велись консервационные работы, направленные на предотвращение разрушения и сохранение уникальной живописи. К нашему времени они осыпались на 80 процентов, фрагменты росписи присутствуют только в верхнем четверике храма. Ими занималась бригада новгородских и вологодских реставраторов под руководством опытнейшего художника-реставратора из Вологды Ольги Соколовой. Специалисты укрепили штукатурку, очистили росписи от грязи — это только начальный этап работы, чудом уцелевшие фрески были всего лишь выведены из состояния аварийности…

«Раньше, когда прихожане заходили в храм, ангелы казались летящими – настолько искусно они написаны», — говорит экскурсовод. Леса мешают хорошо рассмотреть частично сохранившихся (до пояса или до бедер) фигуры попарно изображенных апостолов, но они все равно впечатляют, особенно лики…
В храме тихо, светло и чисто. Зинаида Игоревная подводит меня к кресту, высеченному из камня и весящему 7,5 пудов. На его лицевой стороне – живописное изображение распятия Иисуса Христа.

«С 1868 по 1945 годы этот крест находился в деревне Лука-Погост Усть-Кубинского района — в храме Николая Чудотворца, построенном на месте монастыря, который основали Дионисий Глушицкий и Пахомий Святолуцкий. Согласно преданию каменный крест приплыл на Святую Луку по реке Сухоне против течения.

В 1941 году, за 40 дней до войны, храм разрушили, церковную утварь и крест выбросили на улицу. Три местные женщины под покровом темноты унесли его и спрятали. Одна из них Александра Патралова и передала каменный крест спустя полвека в храм Святого Духа, что в селе Архангельское», — рассказывает моя новая знакомая.

Пока только два раза в год здесь, в большом храме, проводится богослужение – 19 сентября и 21 ноября, в праздники в честь святого Михаила Архангела. Двери церкви Святого Духа открыты ежедневно. Настоятель иерей Владимир Соловьев (является настоятелем с 2008 года), объясняет, что сейчас церковь Михаила Архангела без внимания не оставлена и порядок в ней обязательно поддерживается.

В настоящее время церковь Михаила Архангела частично восстановлена после запустения в советские годы и открыта для прихожан. Богослужения проводятся регулярно.

Автор статьи: Любовь Ногачевская, 2010
Автор фотографий Татьяна Матюшина, 2019 год

.

Alla
Alla
Если хотите предложить материалы для публикации на сайте, высказать замечания или задать вопрос, воспользуйтесь следующей формой: Написать сообщение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *