В списке населённых мест Российской империи по сведениям 1859–1873 годов указано, что в населенном пункте Дмитровский-Наремский погост была церковь: «Дмитровский-Наремский, погост, при реке Сухоне. Относился к Кадниковскому уезду Вологодской губернии. Расстояние до уездного города 25 верст, число дворов три, жителей мужского пола 12, жителей женского пола 8. В населенном пункте указано наличие православной церкви. (Источник: «Список населённых мест Российской империи по сведениям 1859 года. , Вологодская губерния, Кадниковский уезд»., Санкт-Петербург, 1899 год.)
Приблизительные координаты храма: 59.378916, 40.685847 (смотреть на карте)
Церковь Димитрия Прилуцкого в Наремской Слободке Вологодского уезда упоминалась в окладной книге 1618 года.
Из архивной выписки за 1850 год: «Теплая деревянная церковь построена и освящена в 1779 году. Холодная деревянная церковь построена и освящена в 1769 году. Колокольня также, деревянная выстроена отдельно от церкви. Церкви теплая и холодная в двух корпусах и колокольня крепостью очень ветхи.
Престолов в церкви два: в теплой — во имя Священномученика Власия, епископа Севастийского и преподобного Димитрия Прилуцкого, в холодной церкви — во имя Казанской Божьей Матери…
Так как здание очень обветшало, в 1885 году была построена каменная Наремская Дмитриевская церковь. Церковь каменная, одноэтажная, покрыта железом, с железными на главках крестами, крыльцо деревянное, тоже покрыто железом, колокольня каменная крыта железом в одной связи с церковью, на колокольне было 7 колоколов. 1 большой – 61 пуд 10 фунтов, 2-й – 11 пудов, 3-й – 2 пуда 20 фунтов, 4-й – 1 пуд, 5 – 35 фунтов, 6 – 30 фунтов, 7 – 29 фунтов, вокруг обнесена оградой.
Расстояние церкви от города Вологды в 60 верстах, от местного благочинного — 5 верст.
Ближайшие к церкви: Иоановская Остроконовская в пяти верстах, Троицкая Пельшемская в десяти верстах, Покровская Замошская в пятнадцати верстах.
Приписной к сей церкви не имеется. Домовой деревенского прихода также нет». (Источник: ГАВО. Фонд 496. оп.4 д. 453)
Из истории Димитриевской Наремской церкви (внутреннее убранство храма) → закрыть
Алтарь
Престол во имя священномученика Власия, епископа Севастийского и преподобного Димитрия Прилуцкого.
За престолом в нарочито сделанных тумбах стоят резной деревянный крест с разными изображениями и образом Божией Матери Казанская с изображением с другой стороны святителя Николая Чудотворца, металлические запрестольные иконы; кресты с изображением Распятия Господня и икона с изображением Божией Матери.
За жертвенником икона Воскресения Христова с двунадесятыми праздниками греческого письма, икона Божией Матери Казанская в медной ризе.
На Горнем месте над окном икона Воскресения Христова.
Предалтарный иконостас
Иконостас покрыт алюминием с резными колонками и резьбой между иконами с изображением Благовещения и северные врата с изображением Архистратига Михаила – позолочены.
Иконостас 3-х ярусный. 1-й в нижнем с южной стороны икона Спасителя, священномученика Власия епископа Севастийского и преподобного Димитрия Прилуцкого в медных ризах, на северной стороне образа Божией Матери Казанская и святителя Николая в медных ризах с золочеными венцами на свят.Николае непробного серебра.
Во 2-м ярусе 7 икон, в середине икона Тайная вечеря, по сторонам шесть икон с изображением двунадесятых праздников.
В 3-м ярусе 7 икон: Господа Вседержителя, Иоанна Предтечи, свят. Василия Великого, свят. Григория Богослова, свят. Иоанна Златоуста, св.благоверного князя Александра Невского, свят. Кирилла и Мефодия. В кружках с изображениями св.равноапостольного князя Владимира, великомуч. Димитрия Солунского, свят.Леонтия Ростовского, св.преп.Иоанна Кущника. Хоругви на клиросовой стороне с разными изображениями писаны на красном сукне. Хоругви металлические продолговатые, круглые, золоченые, за правым клиросом в киоте икона годовых праздников и икона препод. Серафима Саровского в золоченом киоте. На окне икона Божией Матери Знамение в киоте, над ней икона Божией Матери Казанская без киота.
За левым клиросом икона великомуч.Георгия в медной отбеленной ризе.
Икона великомуч.Пантелеимона в простом киоте.
Икона свят.Николая в простом киоте на окне.
Плащаница под малиновым бархатом шита золотом в стеклянном футляре.
Иконы в притворе
На южной стороне икона св.благ.князей Бориса и Глеба.
В киоте на стене небольшая икона с изображением Божией Матери Казанская, вмч.Пантелеимона, прп.Серафима Саровского, св.прав.Прокопия Устюжского, свмч Власия епископа Севастийского, св.Стефана.
На северной стороне икона св.Николая Чудотворца, св.прав.Прокопия Устюжского, св.Димитрия еп. Ростовского и другие в простом киоте.
На стене икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость.
Икона Воскресения Христова, Святой Троицы, Св. Николая Чудотворца и свмч. Власия, епископа Севастийского.
Аналогии иконы Спасителя – старинная.
Св.прав.Прокопия Устюжского в 10 вершков.
Лампады, подсвечники, паникадило
паникадилы медные посеребрены местами позолочены;
медные подсвечники 7 шт.побелены;
за престолом семисвечник с лампадами, подсвечник побелен;
выносные подсвечники 6 шт. медные побелены, из них: 2 стоят в алтаре у Креста, 2 подсвечника перед иконами с употреблением для выноса;
пасхальный трикирий медный отбелен;
диаконская свеча медная;
аналогии – 3 шт. деревянные обтянуты ситцем и парчой.
Св. Евангелие
Св.Евангелие облачено медью отбелен.чеканной работы, средник Евангелисты .
Св.Евангелие облачено в малиновом бархате, средник Евангелисты – медные.
Св.Евангелие облачено желтой парчой.
Св. Евангелие в ¼ листа облачено медью отбелен.
КРЕСТЫ
1-й из белого железа
1 крест из меди взят из панихидницы.
Священно-богослужебные сосуды
Потир и дискос, звездица, лжица и 2 блюдца – серебряно-золоченые.
Копия стальные с деревянным черенком, с костяным черенком.
2 шт.медных ковшичка для теплоты, 1 золоченый отбелен.
Дарохранительница медная отбеленная.
Ковчег медный золоченый в деревянном футляре.
Облачения
1. Облачения на престоле и жертвеннике из парчи с серебряной ниткой
2 – желтые парча
3 – шелковые розового цвета.
По жертвеннику парча с серебряной ниткой, завеса на царских вратах из шерстяной материи. Наанолойные пелены 3 шт.:
а) полушелк пунцового цвета;
б) шерстяные кораллового цвета;
в) из желтой парчи.
7. Св.прав.Прокопия Устюжского в 10 вершков.
В настоящее время две иконы св.прав. Прокопия Устюжского из Димитриевской Наремской церкви находятся в летнем Храме во имя Ильи Пророка (Ильинско-Засодимская церковь)
Церковным старостой в 1905 г. на 2-е трёхлетие утверждён крестьянин Димитрий Седунов. В 1910 г. он был награждён похвальным листом.
В 1908 г. в состав прихода входили деревни Пельшемской волости: Верхняя сторона, Нижняя сторона, Дикое, Березовый починок, Татауров починок, а также деревня Лодейщик Ново-Никольской волости Грязовецкого уезда. (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 18636. Л. 121.)
Сейчас церковь полностью утрачена. Неподалеку была выстроена церковно-приходская школа и дом священника. В деревне жителей нет, лишь на летний период приезжают дачники.
Семьей Копениных, на месте, где когда-то стояла Наремская Димитриевская церковь установлен поклонный железный крест, в память о храме.