Церковь Георгия Победоносца, с. Георгиевское

Храм Георгия Победоносца, село Георгиевское

Церковь Георгия Победоносца принимала своих прихожан на протяжении 200 лет. Звон колоколов издалека был слышен и радовал души верующих. Располагалась Церковь на территории Корбангской волости Кадниковского уезда в селе Георгиевском.

Координаты: широта 59.602508, долгота 40.833036 (смотреть на карте)

Свою историю Храм начал с 1729 года. В этом году в селе Георгиевское была построена деревянная церковь, но она сгорела. После этого было решено построить каменную, с трехъярусной колокольней.


По преданию, церковь начали строить у деревни Титовское, на низком сыром месте. После неудачных попыток это место было оставлено и выбрано другое: на высоком берегу реки Двиницы, в с. Георгиевском.  Церковь назвали в честь Георгия Победоносца. Церковь строилась долго, всем миром.

Храм был построен большой: длиной 35 метров, шириной 16 метров, без закрылин, двухэтажный, высотой более 30 метров, пятипрестольный, пятикупольный.

В православном храме всё символично, все обращает на себя внимание, нет ни единой мелочи, ни одной детали, лишённой духовного смысла. Внешне храм напоминает корабль, победоносно рассекающий мутные воды житейского бытия и несущийся в вечность.

Крыльцо становилось тем возвышением, которое начинало отделять входящего от суеты мира. Часто на паперти сидели нищие, калеки, сироты и погорельцы. Подать им милостыню каждый считал своим христианским долгом.

В притворе стоял стол с доской, в которой было много ячеек для свечей. Рядом – небольшое распятие. Перед ним проходило поминовение, и служились панихиды. Богомольцы во время службы стояли в основной, средней части храма.

Принято считать, что средняя часть – собственно церковь – знаменует особую область земного бытия: мир людей, но уже оправданный, освящённый.

Среднюю часть храма венчал огромный голубой с позолотой купол. В центре храма Георгия Победоносца стоял аналой – четырёхгранный столик, на который ставилась икона празднуемого в данный момент святого. Северная и южная стены средней части храма были голубого цвета, украшенные фресками.

Входящие в храм богомольцы в первую очередь поклонялись иконе на аналое. Затем вставали лицом на восток и устремляли свой взор на иконостас, где в определённом порядке были размещены образы Христа, Богоматери, ангелов и святых. В храме, кроме расписных ангелов, стояли ангелы, вырезанные из дерева и покрытые бронзой.

Перед иконостасом находилась возвышенная площадка – солея. На ней стояли чтецы и певцы из мирян. В центре солеи находилась полукруглая площадка – амвон. С него произносились проповеди священника, давалось причастие, читались царские указы.

В центральной части иконостаса находились царские врата – двустворчатые по-особому украшенные двери. Царские врата были главным украшением храма. За иконостасом находился алтарь. Это следующее возвышение храма – духовное средоточие, область бытия Божия.

Алтарь в нашем храме был полукруглый, размером 18,5 метров без закрылин. В центре алтаря располагался престол – главная святыня храма. Он был третьим возвышением, шагом в жизнь вечную.

В храме на первом этаже было два престола: первый Василия Великого, второй – Благовещения. На престоле размещались антиминс, Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница.

Из них особое значение имел антиминс – четырёхугольный плат из шелковой ткани с изображением во гробе Иисуса Христа, орудий его казни и четырех евангелистов, а также надпись, где, когда и каким епископом был освящен данный антиминс. Без него нельзя было служить литургию, таинство претворения хлеба и вина может совершаться только на этом плате.

За престолом располагалось горнее место – некоторое возвышение, где устанавливалось место для священника. Слева от престола устанавливался жертвенник, напоминающий по устройству сам престол. На нем совершалась первая часть литургии. Справа от престола – ризница, хранилище одежды священнослужителя, а также книг, ладана, просфор, вина и свечей.

На второй этаж вели две лестницы – правая и левая. На правой сохранилась фреска Николая Чудотворца, на левой – Феодосия Тотемского . На втором этаже было три престола: главный – Георгия Победоносца, второй – Николая Святого, третий – Феодосия Тотемского.

По рассказам оставшихся в живых прихожан верхний этаж отличался большим убранством икон, росписью, стоящими бронзовыми ангелами, богатством и роскошью.

В Георгиевском храме на двух этажах было около 400 икон, больших и малых, у каждой было свое место в храме. К иконе относились бережно, трепетно.

Верхний этаж храма завершался высоким куполом. Венчали храм пять куполов. В центре главный – Христос Спаситель, четыре остальных поменьше: Иоанн, Лука, Матфей, Марк.

Купол на наших церквах имеет форму луковицы. Это завершение русского храма, как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся.

При взгляде на храм казалось, что мы имеем перед собой гигантскую свечу, горящую к небу. С храмом была выстроена звонница и казенная келья, где могли переночевать пришедшие сюда издалека.

Звонница имела один большой колокол и несколько малых. Большой колокол был с малиновым звоном, то есть содержал большое количество серебра в составе сплава. Последним служителем храма был отец Иоанн , а раньше – о. Василий . Это были образованные и умные люди.

Народ их очень любил и уважал. В их обязанности входили общественные богослужения, производимые как в храме, так и вне его. Осуществляли 7 таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, венчание, елеосвящение.

Особенно запомнились бывшим прихожанам венчания. Кто побогаче приезжали на лошадях. Народу всегда собиралось очень много. Надевали лучшие наряды. Повозки украшали колокольцами.

Обязательными были и молебны по случаю важных общественно-политических и военных событий. Широкое распространение получила традиция организованных денежных пожертвований: на устройство церкви, на содержание больных и раненых воинов и др.

Повсеместной приходской традицией было празднование престольных дней, то есть дней памяти святого, во имя которого был освящен престол местного храма. Богослужение в престольный день завершалось торжественным молебном.

В храм собирались люди из всех деревень прихода. Многие из них оставались в тот день ночевать на селе или в ближних деревнях.

Днем неподалеку от храма Георгия Победоносца устраивались торги, а во второй половине дня – гулянья, званые обеды, чаепитие. На другой день гости разъезжались по домам и принимали у себя тех, у кого гостили сами.

Святым долгом считалось проводить человека в последний путь. В церкви служили панихиду, затем здесь же, на церковном кладбище, и хоронили.

После Октября 1917 года отношение к православным святыням изменилось. Храмы разрушались, грабились, уничтожались иконы.

Храм Георгия Победоносца проработал до 1935 – 1936 гг., пока председателем Биряковского района не был назначен Разумов Анатолий Александрович. По его распоряжению храм был закрыт, и с этого времени началось его разрушение.

Храм был отдан под склад. Его заполняли зерном. Все ценности с первого этажа были перенесены на второй. Но вскоре и зерно не стали там хранить. Храм перестали запирать, и постепенно все ценности храма исчезли.

Лишь некоторые иконы были укрыты прихожанами, остальное бесследно исчезло. Даже колокола с колокольни сбросили, а самый большой был расколот на несколько частей, был дан приказ увезти его в уезд. Но из-за большого веса его так и не увезли в указанное место, он был сброшен в болото.

Раньше храм был виден из любой деревни Корбанги. Теперь стоит поруганный храм, смотрит на людей своими тёмными разрушенными окнами, напоминая о диком и страшном времени, когда на святую святых поднялась жестокая рука человека. В настоящее время рухнул весь второй этаж.

Пыталась община верующих Воробьёвского сельсовета во главе с Юлией Александровной Дунаевой возродить былое величие храма, но их общину не зарегистрировали. Почти два года шла «борьба», но все напрасно. 41 письмо было направлено в высшие инстанции, но все они остались без ответа.

Сейчас верующие ездят в Ильинскую церковь, что в городе Кадникове, в 47 км от деревни Воробьёво.

Автор текста: Ольга Конотоп, источник: articles.hintfox.com
Авторы фотографий: Бекряев Александр, Кошелев Андрей, Новожилов Сергей

Удачи вам! До скорых встреч на страницах сайта Ldk-Sokol.ru

Alla
Alla
Если хотите предложить материалы для публикации на сайте, высказать замечания или задать вопрос, воспользуйтесь следующей формой: Написать сообщение

4 Комментарии

  1. Антон, г. Санкт-Петербург:

    С большим удовольствие посещаю Ваш сайт. У нас дача неподалеку от с. Воробьево Сокольского района (д. Дюрбениха), близко знаком и с г. Сокол. Душевные места.
    Спасибо Вам за интересное и полезное дело!

  2. Алексей:

    Спасибо большое Алла за ваш вклад в сохранение памяти нашей земли!

    Моя бабушка Проворова Александра Алексеевна рассказывала, что церковь начинали строить на «жарах» — это теперь полноценный пролесок между деревнями Семакино и Воробьёво, тогда наверное был просто кустарник, пОля там скорее всего не было, потому что есть небольшое болото. Так вот, она рассказывала такую байку, что на этих жарах закладывали церковь несколько раз, но закладка чудесным образом оказывалась на другой день в селе Гергиевском и так несколько раз. Потом люди подумали, что это замысел божий — построить церковь именно на возвышенном месте и стали строить там. Скорее всего выдумки — местные легенды, но моя бабушка в это верила.
    Семья священников, служивших в храме Георгия Победоносца снимала второй этаж дома (первый дом если идти от моста через реку Двиница) в с. Георгиевское. Этот дом купила семья моего прадеда, на лето сейчас туда приезжает его внучка бабушка Зоя — моя двоюродная тётя.
    В храме были очень красочные фрески, золоченые фигурки ангелов, под куполом традиционно голубь с расходящимися по всему куполу лучами. Как жаль что тогда не было фотоаппарата, чтобы сохранить изображения — было очень красиво! Несколько лет назад с другом заезжали пофоткать, нашли кирпич с оттиском FIRE — огнеупорные кирпичи для печки иностранного производства? Вот не помню церковь была вроде неотапливаемая, хотя на первом этаже у входа часть стен была белой плиткой покрыта, может это и была печь — напишите кто знает.
    А Юлия Александровна Дунаева — наша соседка из деревни Семакино, её называли Юля Постная (у нас в деревне, да наверное и в других деревнях тоже, тогда людей называли прозвищами), её сын был влюблён в мою маму. Баба Юля часто бывала у нас в гостях и гоняла нас обычно верёвкой, на которой носила копну сена для своей козы — мы прятались под кроватью, она верёвкой пыталась нас там достать — хлестануть, но обычно не получалось. Мы её и боялись и любили. Она была глубоко верующий человек, всегда приглашала священников на большие праздники, они у неё останавливались. На Троицу священник всегда привозил шоколадку и по кусочку давал всем деревенским малышам. И обычно строжил нас: «Отца с матерью лЮбите, а бога не лЮбите!». Бабушка нас одевала во что получше и все вместе со священнослужителем шли в с. Гергиевское в церковь и потом на кладбище. Всегда набирали ключевой воды в с.Георгиевском — ключик кстати до сих пор там бьёт. Очень любил церковные праздники — на каждый своя традиция. Сейчас не помню, вроде в феврале-марте в какой то праздник нужно было ночью обойти дом со свечкой — я со свечой ходил, бабушка читала молитвы. А бабушка Юля практически на все церковные праздники ездила в церковь Ильи пророка в Кадников и привозила нам просвирочки и свечи церковные. У неё кстати хранилась одна из икон из храма Георгия Победоносца очень большая. Ещё она пекла вкусные пироги с рубленым кубиками мясом внутри. Мы с бабушкой ходили к ней молоть зерно на переносном жёрнове во дворе — из свежесмолотой крупы каша необычайно ароматная получается! Бабушке Юле и всем нашим бабушкам светлая память! А храму достоять до появления народной совести чтобы его восстановили.

    • Вера:

      Алексей добрый день, мои предки тоже из этого села. Я с сыном недавно ездила туда, ничего уже не сохранилось где мы жили летом, когда приезжали из Воркуты на лето к бабушке Анне. Дом её напротив храма был. Моя мама Валентина (Зайцева девичья фамилия), бабушка Анна Васильевна Андреева, в школе учительницей была. Тётя Оля, мамина сестра. Всех уже нет, к большому сожалению. Помню в этом селе большую семью Тикиных, как собирали грибы и ягоды, воровали горох на поле…Время быстро пролетает, жаль мало тогда у бабушки интересовалась жизнью этого села.

  3. Илья Соколов:

    Спасибо большое за материалы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *