«Прежде чем приступить к рассмотрению легенды о Лисьей горе с современных позиций, необходимо обратить внимание на ее название.
По нашему мнению, между происхождением этого русского топонима и сюжетом легенды есть прямая связь, на которую прежде никто не обратил внимания. В. Кичин в своей статье пишет, что «Лисья гора, как говорят, оттого, что в старину на этом месте находился лес, в котором водилось множество лисиц».
По сути дела, это пример народной этимологии (прим.3) географического названия, где смешались толкования от слов «лес» и «лиса».
Но на Руси издавна известны десятки высоких холмов и гор с характерным названием Лысая гора. Б. А. Рыбаков считает, что Лысые горы на территории славянского расселения служили священными языческими центрами с ярко выраженной мужской сущностью и были посвящены таким божествам, как Род (на юге, около Киева) и Перун (на севере, у Новгорода) (прим.4). Есть предположение, что такие, лишенные растительности на вершине холмы служили у русских язычников символом фаллоса.
Бог Род упоминается в древнерусских поучениях XI — XII веков, направленных против реликтов язычества, как персонаж славянского пантеона, воплощающий единство рода и продолжение рода. Вместе с Родом всегда присутствуют его постоянные спутницы женского пола — рожаницы. Есть сведения, что жертвоприношения этим божествам делались едой (кашей, хлебами, сыром) или питьем (медом).
В Новгородских землях на вершинах Лысых гор стояли изваяния Перуна, бога грозы, покровителя воинских дружин и их предводителей — князей. Главным оружием Перуна были камни и стрелы, а также топоры (в древнерусских христианских текстах объединяемые словами «богомерзкие вещи»), которые он метал с небес в гневе. «Характерной чертой мифов и ритуалов, связанных с Перуном, является их соотнесение с возвышенностями, на которых ставили в древности идолы Перуна и его святилища. Перун почитался как высший бог, что видно и по его месту в списках богов», — говорится о Перуне в «Мифологическом словаре» (прим.5).
Судя по всему, на Севере, в новгородском Заволочье, Перун (возможно, не под этим именем или вообще без имени) у русских язычников воспринимался в первую очередь как солнечное божество, что и нашло отражение в легенде, записанной В. Кичиным.
Если в южных частях Руси для земледельца важнее всего было достаточное количество влаги, которой там летом не хватает, то в таежной Руси пахарь-язычник боготворил прежде всего солнце, ибо здесь при избытке влаги успех урожая зависел только от тепла, идущего от «косматого светила».
Отчего же все-таки «гора» около Кадникова именуется сейчас Лисья, а не Лысая, как можно предположить?
Наверное, мы имеем дело с продолжавшейся много веков целенаправленной деятельностью христианских идеологов, прекрасно в свое время понимавших языческий смысл названия «Лысая гора» и поэтому постоянно подправлявших неугодный топоним в письменной и устной речи до нейтрального значения — Лисья.
Вполне возможно, что противоборство названий «Лысая — Лисья» когда-нибудь удастся обнаружить в источниках, но такие преобразования географических названий в Заволочье удавались не всегда и не везде… Впрочем, об этом чуть позже, а сейчас еще несколько слов о современном облике Лисьей горы.
На беду свою Лисья гора сложена песками и галечниками, отличным строительным материалом. И вот, за последние десятилетия на ее склонах появилось несколько карьеров — особенно велики они с северной и западной сторон.
У подножья горы, где всегда были выходы подземных вод, — многочисленные родники (один из них, с железистой водой, до сих пор посещается православными, которые называют его Святым ключом — он заключен в сруб-часовню), сегодня усилиями мелиораторов периода «преобразования Нечерноземья» прорыты осушительные каналы.
Все крупные валуны на склонах Лисьей горы оказались перемещенными в результате бездумной деятельности этих псевдо-созидателей.
Стронута со своего места и Каменная Баба, к которой жители испытывали страх и уважение еще в конце прошлого века. Историко-ландшафтный комплекс Лисьей горы за годы Советской власти оказался на грани уничтожения.
Христиане всего лишь сбросили языческого каменного идола с вершины Лисьей горы, зато усилиями умельцев из народа возвели на соседней вершине этой «двугорбой» горы свой архитектурный шедевр с храмом Ильи Пророка, за что вторую вершину и прозвали Ильинской горкой.
Известно, что после крещения Руси в народном сознании языческий бог Перун был заменен на христианского святого Илью. Этот пророк «прославился» тем, что боролся с языческим жречеством и самолично заколол 300 жрецов.
Современные «неохристиане» пугают обывателей якобы присущими славянскому язычеству кровавыми жертвоприношениями, о которых, тем не менее, нет достоверных исторических свидетельств, а вот преступления христианских святых и пророков как-то предпочитают не вспоминать, хотя та же расправа Ильи над жрецами запечатлена на иконах.» (прим.6).
В статье использованы материалы краеведа и историка,
Примечания к статье от автора, историка, Александра Кузнецова
3. Этимология — происхождение географического названия. Народная этимология — ложное, основанное на случайных совпадениях толкование.
4. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. — С. 140-142.
5. Мифологический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1991. — С. 438-439.
6. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи // Государственная Третьяковская галерея. — М., 1963. — Т. 1. — С. 182-183.
Источник: А. В. Кузнецов «Болванцы на лысой горе» (Очерки языческой топонимики), Вологда, 1999, глава 2 «Легенды лысых гор»
Автор фотографий: Бекряев Александр
Удачи вам! До скорых встреч на страницах сайта Ldk-Sokol.ru