Храм Георгия Победоносца, село Георгиевское

16. 07. 2016

Храм Георгия Победоносца принимал своих прихожан на протяжении 200 лет. Звон его колоколов издалека был слышен и радовал души верующих. Располагался на территории Корбангской волости Кадниковского уезда в селе Георгиевское.

Свою историю храм начал с 1729 года. В этом году в селе Георгиевское была построена деревянная церковь, но она сгорела. После этого было решено построить каменную.

По преданию, церковь начали строить у деревни Титовское, на низком сыром месте. После неудачных попыток это место было оставлено и выбрано другое: на высоком берегу реки Двиницы, в селе Георгиевское. Храм назвали в честь Георгия Победоносца. Он строился долго, всем миром.

Храм был построен большой: длиной 35 метров, шириной 16 метров, без закрылин, двухэтажный, высотой более 30 метров, пятипрестольный, пятикупольный.

В православном храме всё символично, все обращает на себя внимание, нет ни единой мелочи, ни одной детали, лишённой духовного смысла. Внешне храм напоминает корабль, победоносно рассекающий мутные воды житейского бытия и несущийся в вечность.

Крыльцо становилось тем возвышением, которое начинало отделять входящего от суеты мира. Часто на паперти сидели нищие, калеки, сироты и погорельцы. Подать им милостыню каждый считал своим христианским долгом.

В притворе стоял стол с доской, в которой было много ячеек для свечей. Рядом – небольшое распятие. Перед ним проходило поминовение, и служились панихиды. Богомольцы во время службы стояли в основной, средней части храма.

Принято считать, что средняя часть – собственно церковь – знаменует особую область земного бытия: мир людей, но уже оправданный, освящённый.

Среднюю часть храма венчал огромный голубой с позолотой купол. В центре храма Георгия Победоносца стоял аналой – четырёхгранный столик, на который ставилась икона празднуемого в данный момент святого. Северная и южная стены средней части храма были голубого цвета, украшенные фресками.

Входящие в храм богомольцы в первую очередь поклонялись иконе на аналое. Затем вставали лицом на восток и устремляли свой взор на иконостас, где в определённом порядке были размещены образы Христа, Богоматери, ангелов и святых. В храме, кроме расписных ангелов, стояли ангелы, вырезанные из дерева и покрытые бронзой.

Перед иконостасом находилась возвышенная площадка – солея. На ней стояли чтецы и певцы из мирян. В центре солеи находилась полукруглая площадка – амвон. С него произносились проповеди священника, давалось причастие, читались царские указы.

В центральной части иконостаса находились царские врата – двустворчатые по-особому украшенные двери. Царские врата были главным украшением храма. За иконостасом находился алтарь. Это следующее возвышение храма – духовное средоточие, область бытия Божия.

Алтарь в нашем храме был полукруглый, размером 18,5 метров без закрылин. В центре алтаря располагался престол – главная святыня храма. Он был третьим возвышением, шагом в жизнь вечную.

В храме на первом этаже было два престола: первый Василия Великого, второй – Благовещения. На престоле размещались антиминс, Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница.

Из них особое значение имел антиминс – четырёхугольный плат из шелковой ткани с изображением во гробе Иисуса Христа, орудий его казни и четырех евангелистов, а также надпись, где, когда и каким епископом был освящен данный антиминс. Без него нельзя было служить литургию, таинство претворения хлеба и вина может совершаться только на этом плате.

За престолом располагалось горнее место – некоторое возвышение, где устанавливалось место для священника. Слева от престола устанавливался жертвенник, напоминающий по устройству сам престол. На нем совершалась первая часть литургии. Справа от престола – ризница, хранилище одежды священнослужителя, а также книг, ладана, просфор, вина и свечей.

На второй этаж вели две лестницы – правая и левая. На правой сохранилась фреска Николая Чудотворца, на левой – Феодосия Тотемского . На втором этаже было три престола: главный – Георгия Победоносца, второй – Николая Святого, третий – Феодосия Тотемского.

По рассказам оставшихся в живых прихожан верхний этаж отличался большим убранством икон, росписью, стоящими бронзовыми ангелами, богатством и роскошью.

В Георгиевском храме на двух этажах было около 400 икон, больших и малых, у каждой было свое место в храме. К иконе относились бережно, трепетно.

Верхний этаж храма завершался высоким куполом. Венчали храм пять куполов. В центре главный – Христос Спаситель, четыре остальных поменьше: Иоанн, Лука, Матфей, Марк.

Купол на наших церквах имеет форму луковицы. Это завершение русского храма, как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся.

При взгляде на храм казалось, что мы имеем перед собой гигантскую свечу, горящую к небу. С храмом была выстроена звонница и казенная келья, где могли переночевать пришедшие сюда издалека.

Звонница имела один большой колокол и несколько малых. Большой колокол был с малиновым звоном, то есть содержал большое количество серебра в составе сплава. Последним служителем храма был отец Иоанн , а раньше – о. Василий . Это были образованные и умные люди.

Народ их очень любил и уважал. В их обязанности входили общественные богослужения, производимые как в храме, так и вне его. Осуществляли 7 таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, венчание, елеосвящение.

Особенно запомнились бывшим прихожанам венчания. Кто побогаче приезжали на лошадях. Народу всегда собиралось очень много. Надевали лучшие наряды. Повозки украшали колокольцами.

Обязательными были и молебны по случаю важных общественно-политических и военных событий. Широкое распространение получила традиция организованных денежных пожертвований: на устройство церкви, на содержание больных и раненых воинов и др.

Повсеместной приходской традицией было празднование престольных дней, то есть дней памяти святого, во имя которого был освящен престол местного храма. Богослужение в престольный день завершалось торжественным молебном.

В храм собирались люди из всех деревень прихода. Многие из них оставались в тот день ночевать на селе или в ближних деревнях.

Днем неподалеку от храма Георгия Победоносца устраивались торги, а во второй половине дня – гулянья, званые обеды, чаепитие. На другой день гости разъезжались по домам и принимали у себя тех, у кого гостили сами.

Святым долгом считалось проводить человека в последний путь. В церкви служили панихиду, затем здесь же, на церковном кладбище, и хоронили.

После Октября 1917 года отношение к православным святыням изменилось. Храмы разрушались, грабились, уничтожались иконы.

Храм Георгия Победоносца проработал до 1935 – 1936 гг., пока председателем Биряковского района не был назначен Разумов Анатолий Александрович. По его распоряжению храм был закрыт, и с этого времени началось его разрушение.

Храм был отдан под склад. Его заполняли зерном. Все ценности с первого этажа были перенесены на второй. Но вскоре и зерно не стали там хранить. Храм перестали запирать, и постепенно все ценности храма исчезли.

Лишь некоторые иконы были укрыты прихожанами, остальное бесследно исчезло. Даже колокола с колокольни сбросили, а самый большой был расколот на несколько частей, был дан приказ увезти его в уезд. Но из-за большого веса его так и не увезли в указанное место, он был сброшен в болото.

Раньше храм был виден из любой деревни Корбанги. Теперь стоит поруганный храм, смотрит на людей своими тёмными разрушенными окнами, напоминая о диком и страшном времени, когда на святую святых поднялась жестокая рука человека. В настоящее время рухнул весь второй этаж.

Пыталась община верующих Воробьёвского сельсовета во главе с Юлией Александровной Дунаевой возродить былое величие храма, но их общину не зарегистрировали. Почти два года шла «борьба», но все напрасно. 41 письмо было направлено в высшие инстанции, но все они остались без ответа.

Сейчас верующие ездят в Ильинскую церковь, что в городе Кадникове, в 47 км от деревни Воробьёво.

Автор текста: Ольга Конотоп, источник: microarticles.ru
Авторы фотографий: Бекряев Александр, Кошелев Андрей, Новожилов Сергей

Удачи вам! До скорых встреч на страницах сайта Ldk-Sokol.ru

Ранее были написаны:
  1. Деревня Воробьево: Памятник погибшим в годы ВОВ
  2. Родовой дом Сибирцевых, село Георгиевское
  3. Корбанга - История Воробьёвского сельского поселения

Один комментарий

  1. Антон, г. Санкт-Петербург

    С большим удовольствие посещаю Ваш сайт. У нас дача неподалеку от с. Воробьево Сокольского района (д. Дюрбениха), близко знаком и с г. Сокол. Душевные места.
    Спасибо Вам за интересное и полезное дело!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *