Многострадальная река Сухона, Рабанга и прочее

река Сухона, Рабанга
река Сухона

река Сухона

Дорогие друзья сайта, сегодня предлагаю ознакомиться с очерками-воспоминаниями, что мне прислали из Петербурга. Автор очерков пока не сказал, как Вам его представить (но я надеюсь, что вскоре я вам сообщу имя этого человека), мне очень понравились эти очерки — воспоминания. Когда читала многое вспомнилось… свои детские годы… Надеюсь и на кого-то из Вас, дорогие читатели, эти записи навеют воспоминания.

***          ***          ***

Рабанга — местность к югу от Сокола, за новым мостом через Сухону по трассе Москва — Архангельск. По правому и по левому берегу шли деревни — наш берег был левый. Как-то интересно, что даже воздух на берегах разный был, да и сейчас остается таким.

На левом берегу последняя деревня стоит, да стоит так необычно — не вдоль Сухоны, а поперек. И улиц там три. Называется — Селище. Может, слышали?

Там, недалеко от берега, стоял наш дом. Потом он сгорел, не так уж и давно. Дому было уж никак не менее ста лет — и это только в восьмидесятых годах прошлого века. Бревна в срубе — необъятной толщины. И крепкие все такие, посмотришь из сеней — как серебряные, а снаружи — в как будто благородной седине. Ну, это плесень, конечно же была.

Был отпуск, впервые за два года. Поехал на машине. Добраться до деревни не удалось — Сухона разлилась так, что и до моста не пройти, только на лодке. А на реке ветрище, волны гуляют, все и ладони сотрешь, пока довеслишься.

…В восьмидесятых годах прошлого века Сухона ниже Сокола довольно грязна была. Работал комбинат на полную мощность и бил трудовые рекорды, стране шла целлюлоза до, по, и сверх плана, а по реке зачастую плыли грязно-серые , дурно пахнущие лепехи. Это называлось — «кислота».

Плывут себе такие, где и плот, что у берега поставлен воду брать и белье полоскать облепят. А воду брать надо  для хозяйства. Ну и брали. Разгоняли ведром плесок почище — и давай, успевай зачерпывать.

А еще большое судоходство было.  Ниже деревни  — я потом смотрел по лоции реки Сухоны — находится перекат Тетеревино (ударение на последней букве ). Когда-то там стояла деревня, на правом берегу, но потом  почему-то ее всю увезли, кажется, разобрав по бревнышку.  И стала —  наша деревня крайней на пути к Устью Вологодскому.

Вот перекат этот — самое мелкое место на Сухоне до того участка, где она круто поворачивает к северу, приняв в себя воды Вологды и Лежи. На перекате был построен молеуловитель. Это по документам и на официальном языке. А звали его просто и метко -«кошель». Нужен он был, чтобы отлавливать плывущие по реке и оторвавшиеся от плотов бревна. Наверно. их нужно было целевым грузом отправлять на тот же комбинат. Никто, конечно же, этого не делал. А для деревни — бесплатные дрова.

Шли по Сухоне плоты, длинные, медленные, против течения, река извилистая — сама себе порой противоречит в тех местах, в какую сторону  править . Вся изрезана мысами, а плоту -то —  что? Вот, идет тягач, за ним длинной пленкой бревна. Встречный  теплоход — баржу толкает . Русло чуть ли не на обратно поворачивает. Расходятся.

тягачи, что ходили по Сухоне и ходят сейчас

тягачи, что ходили по Сухоне и ходят сейчас

Я тогда стоял на плоту, где воду берут, вот тогда — мне показалось, что река — закричала. Бревна в связке, что тащили к Соколу, вспороли дно, в двух метрах от меня, коричневая, плотная глиняная муть поднялась. Тесно было двум встречным составам на крутом повороте и тесно было реке.

сплавы на реке Сухона

сплавы на реке Сухона

Теперь долго хорошей воды не набрать. Разве на лодке на середину выехать.

А еще была  — «Заря» . Ее прабабушка «дурой» звала.  Да и было почему. Летит этот снаряд по воде, везет каких-то пассажиров человек сорок, меньше, чем в автобусе , поднимает  большие волны, что бьются об приплесок . Лодку далеко не втащил на берег — разнести может. Такая волна.

Теплоход "Заря"

Теплоход «Заря»

Любили мы в детстве на автомобильных камерах надутых на волнах этих качаться — чисто море! .  Воды годной опять не жди.

Самоходки тоже ходили. Это такой сухогруз с большой осадкой, и, наверно, имели суда и этого проекта право на существование. Но не со страшной же силой переть  против течения на чуть ли не полном ходу!

Идет самоходка, урчит громко. Далеко ее слышно. И, если ты хороший хозяин, выйди на берег, посмотри, проверь, как лодка твоя, как плот — унесет ведь к чертовой матери. Впереди — горб воды.  Маловата река для таких судов. Сперва — отлив. Вода уходит от берега. Метра и на два уходила — это для Сухоны — то!  И потом страшную приливную, крушащую все, обратную волну бросает.

Кого-то и под плот уносило, и нам, детям строго-настрого было указано: идет самоходка — с берега долой.  Позже, переправляясь  через Сухону на легкой стеклопластиковой лодке и огибая мыс, встретился я с этим рыкающим и на всю округу — чисто немецкий танк, да и теплоходы эти «немками» звали, из Германии они пришли — воняющим солярочной гарью на всю округу , чудовищем.  Фарватер близко от мыса проходил.

Ох и потащило же лодчонку прямо к серому низкому борту с большими белыми буквами «Оять» — ничего и не сделаешь. Страшно стало.  Обдало сизым выхлопным дымом из-под кормы и тут же швырнуло к берегу, к кустам.

Веслами я тогда поработал, как никогда в жизни. А не суйся.. Как  говорят  котенку, случайно под бабкину пятку угодившему  в темных  с солнцепека входя сенях — «а не ходи босиком!»

Многострадальной реке чуды-юды эти железные, конечно, пользы особой не приносили, разве что народному хозяйству., В основном, помню, возили лес на комбинат да ,кажется, песок и прочие нерудные материалы по каким-то соображениям.

река Сухона

по реке по Сухоне

Есть в сети такой «форум речных путешественников», а в нем подраздел «Сухона, Юг и Северодвинская система» — вот там можно увидеть и снимки  пропавшего теперь, проданного и порезанного на металл флота, и статьи из речных газет почитать, про «операцию Юг» — это когда всем миром по разлившейся по весне реке Юг завозили все, необходимое для какой-нибудь жизни тамошнего народа, а дорог не существовало, и в другое время года единственная водная трасса пересыхала, счет шел на минуты и на сантиметры уровня — узнать, и про речников того и более раннего времени. Интересно!

А еще ниже деревни было два мыса. Один широкий — где, по рассказам, когда-то устраивались народные гулянья, места   там действительно много и привольно. Это на нашем берегу.  Напротив — другой такой же, но более нелюдимый и крутой. Леса на обоих не было, только прибрежный кустарник.

Здесь Сухона резко меняет свое направление — почти на 180 градусов, и излучина эта сумасшедшая даже на картах мира чуть ли не обозначалась. На школьных картах страны, которой уже нет, точно нанесена. Из окна дома видно было — идет теплоход, высокая  белая рубка, над берегом плывет, а вот он же в обратную сторону пошел за мысом. А дальше русло начинает мотать из стороны в сторону, как пьяного мужика.

Поворот за поворотом, три настолько круты были, что серьезно мешали судоходству, Вот их и перекопали, спрямили. Образовались острова, и места эти так перекопами и зовутся. Первый перекоп, второй, а третий начали и забросили, как и многое тогда.

Кислоту и прочую дрянь с комбината тащило прямиком в этот водный лабиринт, чуть ли не узлами перекрутившийся, и, боюсь так она, да и мусор прочий, там на дне в этих естественных фильтрах и лежит уже много лет.

Подочистившись,  у Устья Вологодского река  берет курс на северо- восток, проходя сквозь всю область. Но вот эти несколько десятков километров я считаю для нее чуть ли не самыми важными…

 

 

 

 

 

.

 

Alla
Alla
Если хотите предложить материалы для публикации на сайте, высказать замечания или задать вопрос, воспользуйтесь следующей формой: Написать сообщение

3 Комментарии

  1. Валерий Пономарев:

    В 1940-е — 50-е годы, когда я жил в Соколе, по Сухоне регулярно, по расписанию ходили пассажирские пароходы-теплоходы. В 1954 году нас, только что поступивших в Техникум, отправили в колхоз, насколько помню, в Воробьево Биряковского сельсовета (прошу извинить, если в чем-то ошибаюсь — давно это было) на теплоходике, типа «речной трамвайчик». И ночью на крутом повороте врезались в берег — рулевой был не очень трезв. Но обошлось без пробоин. Вывели нас на берег, за канат потянули все вместе, развернули теплоход и поехали дальше.
    А около Сокольского Комбината от пристани ходил паром с «ножным приводом» — мужики крутили вертикальный ворот, на который был намотан пеньковый канат. Ходил еще и катер под названием «Делегатка».

  2. Валерий Пономарев:

    В 57 году добирался до Устья Кубинского на пароходе, который назывался, если не ошибаюсь, «Николай Чернышевский». По бокам его корпуса были движители в виде широких колес с деревянными плицами — совсем как у пароходов, ходивших по Миссисипи во временя Марка Твена.
    В.Пономарев
    P.S. Пишу, может быть, слишком фрагментарно, но так уж в памяти всплывают эпизоды.

  3. Владимир Рожков:

    Понравился рассказ о моих родных местах. Жаль автор неизвестен, но можно догадаться. Селища, сгорел дом стоявший недалеко от берега. Мне известно о двух сгоревших домах в этой деревне — дом Тяпугиных и дом Ломовых (Мирии). Думаю, что автор — внук одной из семей д. Селище, но сам бывал в деревне только в гостях у бабушки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *