Воробьёвское сельское поселение Сокольского района когда-то входило в состав Корбангской волости. Местность эта была названа в честь небольшой, но быстрой речки Корбанги, впадающей в р. Двиницу.
Население Корбангских земель испокон веку были землепашцами: сеяли рожь, овес, лен, сажали картофель. Хлеба не хватало, поэтому крестьяне уходили в Пошехонский уезд Ярославской губернии на заработки — в работники да пастухи. Имеющие небольшие наделы, сдавали их в аренду соседям.
Зимой работали на лесозаготовках в Семигородней. Ходили и с обозами по доставке товаров. Все деревни по берегам рек Корбанги и но правому берегу Двиницы, принадлежали купцам Резухину и Шилову.
Деревянные дома в деревнях Воробьёвского сельского поселения имели большие дворы для скота. Убранство помещений простое. Освещением служила лучина, вставляемая в небольшой железный трезубец. Угли падали в корытце с водой. При лучине пряли и ткали. Спали на полу, печи и полатях. Постелью служил матрац, набитый соломой, одеялом — овчина или дерюга; из мебели: стол и длинные лавки вдоль стен. Мылись в печах.
Наделы и переделы земли производились по едокам. 33 деревни Корбангской волости Вологодского уезда упоминались в начале 17 века, остальные появились позднее и принадлежали они светской вотчине, а часть их Дионисиево-Глушицкому монастырю.
Неповторимо красивы просторы Корбанги. Есть даже место, названное Воробьевскими Карпатами.
Многие крестьяне жили небогато — половина всех хозяйств и треть всех крестьян волости.
На правом берегу Двиницы в деревне Сукманница 10 домов, с полусотней жителей. На дворах стояло от 3 до 5 коров. 2 лошади, стадо овец, свиней, куры. Пахотной земли и сенокосов имелось вволю. Деревня под барщиной не была. Дома у жителей добротные, имелся общий сад с яблонями, малиной и хмелем.
Все делили по хозяйствам. Ходили в церковь за семь километров. Грамотностью не блистали. В 30-е годы Корбанга пополнилась переселенцами, в 40-е поляками. В 1932 — 33 годах жители вступили в колхоз «Нелидовец», в Кощеево колхоз назывался «Спайка».
Первая школа в Корбанге появилась в 1861 году. В 1877 году открыли училище. В 19 веке в Корбанге числилось две церковно-приходских школы и три земских училища.
В 1918 году открывается советская школа 2 ступени, чуть позднее единая трудовая школа 1 и 2 ступени, для ребят Двиницкой и Мольской волостей.
В 1920 году выходит постановление о создании в имении Горка школьного городка «Имени 3-го интернационала», где предусматривались детский сад, школа I и 2 ступени с сельскохозяйственным уклоном. Но средств не хватило, и в Горке осталась начальная школа.
На содержание школ вводится самообложение. Для борьбы с неграмотностью, в бывшей «казенке» организуется первый Корбангский клуб — Народный дом.
С упразднением Корбангской волости, созданы сельсоветы: Воробьевский вошло 19 деревень; в Алексинский — 18 деревень; в Большедеревенский — 19 деревень.
Все — в составе Биряковского района. Территория Воробьевского сельсовета Сокольского района занимает около 400 квадратных километров. На ней расположено 47 населенных пунктов, с числом жителей чуть больше тысячи.
Храм Георгия Победоносца принимал своих прихожан на протяжении 200 лет. Звон его колоколов издалека был слышен и радовал души верующих. Располагался на территории Корбангской волости Кадниковского уезда в селе Георгиевское.
Корбанга — родина памятников старины и знаменитых талантливых людей.
В списке выявленных памятников Сокольского района значатся:
— Усадьба в Деревне Горка, где гостил в имении Даниловой писатель П. В. Засодимский.
— Погост «Георгиевское» (комплекс, первая половина 19 века); церковь Георгия Победоносца с росписями и дом священника.
— Раньше была еще церковь Николы Чудотворца.
Все деревни делились на два прихода, а жителей приходов называли егоряна и ноколяна.
Источник: Чуева Н. В., книга «Сокольский район», Сокол, 2007г.
Автор фотографий: Кошелев Андрей Васильевич
Удачи вам! До скорых встреч на страницах сайта Ldk-Sokol.ru
13 Комментарии
Огромное спасибо за рассказ о Корбанге.
Наталья Валерьяновна, к сожалению есть неточности:
«Нелидовец» от деревни Нелидово, а Нелидово от Кощеева около 7 км и между ними с десяток деревень, а не рядом.
Жителей приходов называли егоряна и ноколяна. Я — егорян. Прадед бывал старостой у «Егорья». Егоряна и николяна вечно дрались. Причины никто не знает. Это рассказывал еще мой дед. И я помню. Сукманница стоит на правом берегу Двиницы.
Еще раз спасибо. Всего Вам доброго.
Корбак, ныне Одессит.
Ю. Шумилов
Доброго времени суток.
Правки, исходя из Вашего комментария, внесены.
Всего Вам доброго!
Большое спасибо за материал! Окунулся в детство! Я внук Проворовых из д. Семакино 1976 г.р. (девичья фамилия бабушки — Семибратова из д. Ивановские). Всё детство и каникулы проводил на Корбанге. Часто спали на сеновале или на сарае с сеном (второй этаж над хлевом) под пологом. Один раз в малом возрасте меня мыли в русской печи на коврике из соломы. С электричеством раньше были перебои, и бабушка жгла лучины или керосиновую лампу.
http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=750
http://sobory.ru/article/?object=20701
По рассказам бабушки раньше за каждой деревней был закреплён определённый праздник. Молодёжь снимала (как правило у вдовы) дом на праздник. За услугу делали в доме уборку или кололи дрова. Развлекались интересно: на святки ходили ряжеными, заливали двери, замазывали окна сажей, подкидывали кукол из соломы с изьянами проживающих в доме. Как-то даже засыпали снегом дом одной бабушки выше окон, она почти двое суток проспала, всё думала не светает. Одной из любимых забав было раскатить поленницу или по полену расставить в снег на тропку от одной деревни до другой.
В деревнях было много скота (коровы, овцы). Нанимали пастухов на лошади, с утра они ходили с деревянными колотушками — собирали скот. Дети носили пастухам обед (как правило молоко, хлеб, картофель, овощи).
Помню местные поговорки «не ходите на Курью — дрисня привяжется»; про говор проживающих в стороне д.Чучково — «Пока цяй пила котомицку цирикнули. А цяво в котомицке? -Две лепёцки да навёртыцек», также про некоторых местных «известных» личностей: «Теленя горский» — обжора был; «Саня Федейская» — нечистоплотная особа; «Кено шипоновский» — местный дурачок. Бабушкина сестра Павла Алексеевна нас маленьких ими попрекала за эти провинности, например если много ешь, то «хватить столько есть как Теленя горский» и т.д. Были у бабушки прялки с кусочками зеркал, ткацкий станок.
Проживающих на р.Корбанге называли «корбангские водохлёбы» — чай пили много раз в день, обязательно из самовара, вода родниковая или «ришонка» из речки. Р.Корбанга имеет очень большой перепад по высоте от истока к устью, поэтому помню несколько случаев, когда в д. Семакино дождя не было, а сильная гроза проходила в районе д. Алексино, то через два-четыре часа речка выходила из берегов, уровень поднимался почти на метр. В сильное половодье (я помню только два таких) вода заливает площадь больше километра между д.Семакино,с.Гергиевское и д.Корино — образуется большой разлив, на который прилетали огромные стаи гусей. На р.Корбанге в д.Семакино была мельница (осталось только несколько свай), много ключей по берегам реки (на реке Двиница их очень много, в т.ч. недалеко от церкви в с.Гергиевском был большой ключ), под них раньше в берегу вкапывали кадки без дна, вода даже в жару ледяная, а на дне в песке видно как бьёт ключ (на р.Двиница таких ключей много прямо в дне реки). В речке есть раки, но мало (в р.Двинице больше), раньше было очень много рыбы. Бабушка рассказывала, рыбачить ходили с бреднем (сеть с хвостом и деревянными кольцами) на р.Двиницу всей деревней, потом делили рыбу по домам. Ещё по весне рыбу ловили в одиночку намётами (треугольная сеть на деревяннном шесте с поперечиной — буквой Т).
В с.Георгиевском было школа (двухэтажная деревянная), в которой училась моя мама, при школе был сад. Позднее там была казарма для «стройбатовцев». На большие праздники (пасха, троица) приезжал в д.Семакино священник и всей деревней ходили в церковь в с.Георгиевское. Там остались захоронения местных священников. Нашел два ресурса по церкви Георгия победоносца (с.Георгиевское).
Жаль, нет фотографий росписей — они там были очень красочные.
Было бы замечательно дополнить Ваш материал старыми фотографиями церкви. В настоящее время к сожалению он полуразрушен, упал купол.
Если Вам интересно, могу ещё информации пособирать и фото выслать.
С уважением и благодарностью, А.Медведев.
У моего двоюродного брата Николая Шарикова ( он из Заполья ) жена из Проворовых
Здравствуйте, Алексей! Вам фамилия Силинский ничего не говорит? Может проживали когда-нибудь в Семакино Силинские или может быть слышали что-нибудь. В Сокольском РВК местом рождения моего деда, Силинского Сакердона, назвали д. Семакино. Теперь пытаюсь выяснить, так ли это?
а в Нелидове и Копылове б деревня говор был другой не на «ц» а на «ч» — крыльчо чиплята например мимо нашего крыльча пробёгала овча овча овча на хлибча овча не хочу хлибча а хочу синча еича куричи вот так
В деревне Пашиково говор то же был на ч
А колхоз в Нелидове и Копылове был «Путь к коммунизму» а потом стал «Доброволец»
Привет Алексей,спасибо за комментарий,вспомнилось детство,я внук Ширикова Николая Вениаминовича Сергей, Сибирь, Красноярск
Я читаю, и не могу врубиться, какой-такой Алексей из семьи Проворовых, потом дошло, это тот шалопай, который трактора в одиночку с места толкал. Привет Медведко ! Есть интересная статья про Сибирцевых.
Мои предки из д.Большой, Всё что здесь прочитал до боли мне знакомо. Мои предки Шутовы из д.Большой и д. Заднее Зайцевы, всё моё детство связано с д. Большой, каждые летние каникулы я проводил там. Хотел бы узнать историю д.Большой, но в инете ничего не нашёл, может кто подскажет какой нибудь ресурс???
Здравствуйте, земляки.Читала ваши комментарии — так всё узнаваемо и дорого! Мои предки (по маме) жили в д. Преображенское: бабушка
Сизова Парасковья Павловна из д. Курья. Дед Николай Алексеевич Евгеньев, его семья переселилась из д. Новленское, что на Кубенском озере, в начале прошлого века. Предки по отцу, Баринковы, Ильины, жили в д. Кощеево, откуда они не знаю.
Если вы располагаете материалами о них, или их предках в более давние времена, буду очень признательна за информацию.
Я живу с семьёй в наукограде Кольцово Новосибирской области, куда приехала по распределению после института.
Здравствуйте! Мой дед родом из д. Нелидово Кузин Валентин Николаевич. Бабушка Демичева Александра Александровна родом из д. Воробьево. В детстве гостила в д.Нелидово у сестры деда Анны Николаевны Гришонковой. Сейчас ищу информацию о родителях деда Кузиных Николае Алексеевиче и Евграфовой ( в девичестве)Александре Филаретовне. Похоронены на кладбище в с. Георгиевском . Может быть,кто подскажет ресурс,где можно узнать о предках.