2.3 Житийная икона.
«Икона принадлежит Вологодскому областному краеведческому музею. Происходит из Покровского Глушицкого монастыря бывшего Кадниковского уезда. Поступила в Музей из деревни Великий Двор, Кокошиловского с/с, Сокольского района в 1962 году. В 1973 году была проведена реставрация данной иконы В.К. Седовым».(6)
«В трапезах, образ преподобных Дионисия и Анфилохия в житии, писан на золоте». После закрытия монастыря икона была перенесена церковным сторожем в подклет сохранившейся до настоящего времени деревянной церкви Дионисия и Амфилохия Глушицких, откуда и была вывезена в Вологодский музей
Размеры иконы 135×100 см. Икона была создана в одном из основанных Дионисием Глушицким монастырей, которые находились в Кокошиловской волости Кадниковского уезда Вологодской губернии. Между тем, житийная икона, так же, как и житие, являлась доказательством святости подвижника.
Традиционно в среднике иконы помещены ростовые изображения преподобного Дионисия и его ученика Амфилохия в монашеских одеяниях, с обнаженными головами, в обычных для основателей монастырей позах молитвенного предстояния.
Фигуры изображены в повороте, что изначально предполагало обращенность персонажей к некоей центральной фигуре, в данном случае — благословляющему Христу.
В клеймах, а их 18, окружающих средник, ведется рассказ о жизни преподобного Дионисия и его ученика Амфилохия об их деяниях.
Клейма иконы написаны художником на красном фоне, как знак торжества вечной жизни. И на всей иконе много деталей красного цвета – цвета тепла, любви, жизни, животворной энергии, который стал ведущим в цветовой гамме иконописи XVII века.
Автор иконы максимально приблизился к литературному повествованию. Нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода в «Житии», который не был бы изображен в клеймах. В идеале художник стремился к той же полноте рассказа, что и автор». (7)
Особое внимание художник уделяет сценам, которые говорят об избранности Богом святого Диолнисия, знамениям (например, клеймо «Ангел повелевает Дионисию поставить церковь во имя Покрова Богородицы и благословляет его)».(8)
Изображениями изгнания бесов иконописец подчёркивает вмешательство божественной силы, помогающей Дионисию, подчёркивает святость преподобного. Художник очень чётко двигается по житию, не упуская даже таких моментов, как построение кельи при древе черёмухе.
Иконописец несколько раз описывает дар, данный Дионисию – дар наставничества.
«Не совсем обычным для икон этого жанра является то, что посмертные чудеса в ней не иллюстрируются. Иконописец опускает изображение чудесных исцелений у гроба святого. Это тем более странно, поскольку посмертным чудесам придавалось едва ли не большее значение, чем чудесам при жизни. Они считались главным и часто единственным доказательством святости в Древней Руси.
Известно, что и преподобный Дионисий Глушицкий был канонизирован на основании указаний о чудесах, явленных миру по его преставлении».(9)
«Мастер житийной иконы не изобразил иконописные труды Дионисия Глушицкого, хотя местные предания и письменные источники сообщают о том, что преподобный занимался иконописанием».(10)
Следовательно, художник — свободный творец своего произведения, т.к. он при написании клейм черпал сведения о святых из различных редакций житий святых, похвального слова Дионисию, дополнял некоторые клейма своими домыслами.
Читать предыдущую главу Продолжить чтение