2. Основная часть
2.1. Жития и житийная икона
Общеизвестно, что древнерусская живопись находилась в тесной связи с литературой. Это ставит задачу их совместного изучения, о чем много писал в последние годы Д.С. Лихачев. Нельзя не согласиться с высказанной им мыслью: «Сближения между искусствами и изучение их расхождений между собой позволяют вскрыть такие закономерности и такие факты, которые оставались бы для нас скрытыми, если бы мы изучали каждое искусство, изолированно друг от друга».
Поэтому достижение поставленной цели осуществлялось через одновременное изучение, как текстов житий, так и житийной иконы. Как известно житие воспринималось в древнерусском сознании как словесная икона святого.
Жития многократно перечитывались, охватываясь при этом в целом, как икона, как священная реалия, предназначенная для почитания, молитвы, подражания. Отношение верующего к иконе и житию во многом идентично.
Наиболее тесно икона и житие соприкасаются в житийной иконе, которая является попыткой изобразительного единения иконы и жития, словесного и живописного образа. В среднике иконы изображается святой, а на полях иконы в клеймах — эпизоды из его жития. Иконопись в своем персональном жанре дает образ святого вне конкретного исторического времени и вне времени вообще, то же самое мы видим и в среднике.
Но клейма житийной иконы, обрамляя средник, как бы окружают вечность временем. Эпизоды, изображенные в клеймах, являются лишь наиболее важными вехами, отмечающими житийный путь святого — пострижение или рукоположение, чудотворения, кончину, посмертные чудеса.
Клейма скомпонованы на иконе не столько по принципу развертывания действия во времени, сколько по принципу дополнительного свидетельства о святости изображенного; житийная икона, как и всякая икона, ориентирована не на время, а на двуединство святого места и вечности.
Таким образом, вечность, царящая в среднике иконы, только подчеркивается системой одновременно воспринимающихся клейм на полях иконы.
2.2. Различные редакции Жития Преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких.
В ходе изучения иконы необходимо было определить, по какому житию написана данная икона. Поэтому передо мной встала непростая задача – изучить и систематизировать материалы и различные редакции житий святых.
«Житие Дионисия Глушицкого известно более чем в 80 списках, из них не менее 37 – XVI века. Ни один из списков не передает в точности текста диакона Иринарха. В них читаются 4 полные редакции Жития: Основная, представленная небольшим количеством списков, минейная и краткая минейная редакции, встречающиеся только в Четьих-Минеях, Сокращённая, известная в первом списке, две редакции нового времени и значительное число проложных редакций и вариантов». (2)
Итак, нам известно, что первое Житие преподобного Дионисия Глушицкого написано иноком Иринархом того же Глушицкого Покровского монастыря в 1495 г., спустя 58 лет после кончины преподобного.
В своем повествовании он основывался не только на словах и записях людей, которые слышали рассказы учеников преподобного, а также на записках очевидцев и современников. «Житие Дионисия в редакции Иринарха в смысле исторического источника принадлежит к числу немногих превосходных житий, какие можно найти в древнерусской литературе». (3)
«По исследованиям В.О. Ключевского основная редакция является вторичной по отношению к минейной. Судя по всему Ключевский воспринимал минейную редакцию как текст Иринарха». (4)
К сожалению житие Амфилохия Глушицкого известно нам лишь в двух списках: в собрании Уварова и в собрании Погодина. «Эти два сборника одного типа. Оба они являются минейными Торжественниками.
Текст, читающийся в уваровской рукописи, строго говоря не является житием – это всего лишь глава «Об Амфилохии», извлечённая из Жития Дионисия Глушицкого и оформленная как самостоятельное произведение.
Следует отметить, что в заголовке текст не называется житием («Месяца октебря въ 12. Преподобнаго отца нашего игумена Аньфилохиа Глушицкаго чюдотворца, о пришествии его в монастырь на Глушицу в лето 6925»), его жанровое определение опущено. Конкретный источник, из которого был извлечён фрагмент определить невозможно.
Текст погодинского собрания в заголовке уже называется житием («Месяца октября въ 12 день. Житие и подвизи преподобнаго отца нашего Анфилохия Глушыцкаго чудотворца») и представляет собой самостоятельное агиографическое произведение.
Непосредственным источник для него послужило Житие Дионисия Глушицкого в одной из его полных редакций – Основной или Минейной». (5)
Таким образом, житийная икона Дионисия и Амфилохия Глушицких отображает особенности нескольких редакций жития Дионисия и Амфилохия Глушицких.
Читать предыдущую главу Продолжить чтение