На Вологодской земле прошел Второй Цветаевский костер. На нем обозначилась традиция — запуск в небо двух, синего и зеленого, воздушных шаров, связанных между собою — в честь сестер Марины и Анастасии Цветаевых, одна из которых, Анастасия, некоторое время жила на Вологодчине.
Литературное наследие Анастасии Ивановны позволяет назвать ее крупной русской писательницей, мемуаристом, документалистом 20 века. Она очень рано стала автором двух книг, ее приняли в Союз писателей. Среди поклонников ее таланта, друзей — Павел Антокольский, Борис Пастернак, Максим Горький. Последний спасал ее во время первого ареста.
Огромное наследие ее пока известно больше специалистам, оно еще ждет изучения и публикаций. Сейчас, например, идет речь об издании шеститомника ее произведений.
Она даже считала, что художественный вымысел — это искажение истины. И лишь в немногих произведениях, например, лагерном романе, она несколько отходит от этого принципа.
Но это был уже конец 20-х, рукопись завернули, потом она пропала в архивах НКВД. Это произведение, видимо, невосстановимо. Хотя что-то, например, «Сказ о московском звонаре», был восстановлен писательницей по памяти.
Утрачено многое, что мы даже не знаем по заголовкам, пропала часть дневников, письма, в том числе письма Марине.
Но многое и сохранилось. Анастасия Цветаева написала первую свою книгу «Королевские размышления» еще 1915 году, потом вышла книга «Дым, дым, дым…». У нее есть «Старость и молодость» — повесть, основанная на дневниках 50-х годов прошлого века. Стихи, написанные в разные периоды жизни, она все же издала — вышел «Мой единственный сборник». «Моя Сибирь» — очень значительное произведение, документальное повествование о жизни ее в ссылке. Моя любимая книга — «Неисчерпаемое», сборник очерков о различных людях.
Есть у нее сборник о чудесах и чудесном, на написание которого ее подвигли вера в Бога и вера в человека. Есть замечательные рассказы о животных…
За этот роман она награждена премией Дворянского собрания Юга Украины 1992 года.
В квартиру в Соколе Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой, привезла рукопись именно этой книги.
Сама Анастасия Ивановна поясняла: «Роман писался на Дальнем Востоке, в зоне, в часы отдыха, после десятичасового рабочего дня, на нестандартной бумаге, на маленьких листах, чернильным карандашом, так мелко, что прочесть его не смог бы никто, кроме автора, — и то по его близорукости.» Он написан в лагере, но не только о нем, сколько о любви.
Чтобы текст не пропал за «колючкой», он передавался на волю через вольнонаёмных. Часть романа была написана на тонкой папиросной бумаге. И из-за тотального дефицита кто-то искурил целую главу.
Когда Анастасия Ивановна увидела оставшееся, то назвала это «руинами романа».
Надо помнить, что издание увидело свет в 1971 году, это советское подцензурное издание. Затем книга выходила дополненной, в том числе фотографиями. Одновременно происходило освобождение текста от цензуры. Последнее по времени издание уже вышло двухтомником с грифом «Без купюр».
Как раз этот период мы пристально изучаем. И открытия, уверена, нас еще ждут.
Источник: