«Комсомольская правда»- Вологда, 17 октября 2018 года
Закончились мероприятия Цветаевского костра. Поездка в Сокол, встречи, беседы, два спектакля — «Сны о Сонечке » в Камерном областном театре и «Царь-девица» в молодежном-экспериментальном театре-студии «Сонет». Все это больше походило на марафон.
Однако вопросы остаются. И кто на них может ответить, если не Елена Титова, организатор Цветаевского костра, инициатор сохранения дома, в котором полтора года жила Анастасия Цветаева — писательница, мемуаристка, поэт, переводчик.
Но как раз по телевидению показали интервью с Анастасией Ивановной. И она сказала примерно так (привожу на память): «Я уже не читаю писем – у меня не хватит глаз, чтобы их все прочитать. Да и что они мне все пишут про Марину – они её жалеют за её судьбу! А её надо прежде всего читать и знать…». Она говорила, что пишут ей очень много и ответить на каждое письмо просто физически невозможно. И я не решилась.
Но слова Анастасии Ивановны подействовали: я действительно стала больше и вдумчивее читать написанное Мариной Цветаевой. Не будь этого отрезвления и понимания, что истинная жизнь поэта именно в его стихах, в творчестве, а не в биографии, я вряд ли стала бы филологом. Да и в свои 20 лет разве я смогла бы – возникни такое общение, эпистолярное или телефонное, – увидеть и осознать то, до чего ещё только пытаюсь дорасти сегодня через произведения Анастасии Ивановны.
В её стихах, поэмах, драмах, в прозе от жизни «как она есть» — вечный порыв к жизни «как она быть должна». Наша тоска по такому порыву — и есть наша любовь к стихам Марины Цветаевой. Анастасия Ивановна, начав с той же романтической ноты в эссеистических книгах «Королевские размышления» и «Дым, дым и дым» — затем пришла к закреплению той действительности, которая не связана с умыслом и идеалом. Мир принят был в его подробностях и каждодневных заботах, во множестве людских судеб, которые она не соотносила со своей, не оспаривала.
Что мы видим в прозе Марины Цветаевой? Её саму как неповторимую личность — вне временных координат, даже в эссе о Пушкине. В мемуарной прозе Анастасии Цветаевой — часто её «я» заслонено другим человеком, а время, эпоха, обстоятельства конкретизированы и тщательно прописаны, она растворена в этом как автор.
Наверное, она могла бы повторить вслед за Мариной «Я пишу, чтобы все они недаром жили», но никогда бы, думаю, не добавила — «И чтобы я недаром жила». Нота романтическая сменилась в ней нотой самоотречения, даже творческого аскетизма: отказа от вымысла, домысла, легенды…
Во многих произведениях писательница — документалист, отстаивающий правду факта. Она считала, что ради художественного вымысла нельзя поступаться истиной. И лишь в немногих текстах. например, лагерном романе «Amor», она отходила от жёсткого следования этому принципу.
Анастасией Ивановной была подготовлена сугубо документальная книга «Народ о голоде» или «Голодная эпопея». Это записи рассказов очевидцев. Но это был 1927 год, так что рукопись не издали, а потом она пропала в архивах НКВД. Исчезли после арестов НКВД «SOS, или Созвездие Скорпиона», «Нюрнбергская хроника» — роман в двух частях, «Музей» — незаконченный роман о детище отца, Ивана Владимировича Цветаева, Музее изящных искусств имени Пушкина. Утрачено многое — например, сказки, книга о Горьком, пропала часть дневников, переписка, в том числе с Мариной.
Чтобы текст не пропал, он передавался на волю через вольнонаёмных. И из-за дефицита бумаги кто-то искурил целую главу. Когда Анастасия Ивановна увидела оставшееся, то назвала это «руинами романа».
Есть воспоминания минчанки В.В. Серых, основанные на рассказах Евгении Васильевны Александрович, главврача глазной больницы. Анастасия Ивановна лежала там в мае-июне 1948 года. Здание находилось на улице Герцена, недалеко от вокзала, на пересечении с улицей Калинина, сейчас это ул.Зосимовская.
Она лежала в общей палате и рассказывала больным различные истории из жизни. Однажды, когда доктор собралась уже выписывать ее домой, то пришла целая делегация пациентов, попросившая врача оставить её ещё хоть на какое-то время. Со слов главврача Александрович: «такую интересную больную, которая рассказывала им столько интересного из своей жизни». Доктор посмеялась – и… оставила Анастасию Ивановну в больнице ещё на несколько дней. Такими рассказами в палате, как считала Евгения Васильевна,
Анастасия Ивановна как бы готовила свои будущие «Воспоминания». Это самая тиражная, и, на мой взгляд, лучшая мемуарная книга о России 10-20 — х годов двадцатого века. Посвящена она сестре Марине. Издание увидело свет в 1971 году, в последующие годы было тоже подцензурным, но книга выходила дополненной, в том числе фотографиями. А последнее издание уже двухтомное! На нем помечено: «Без купюр».
Кстати, о враче-офтальмологе, ученице Филатова, и заведующей этой больницы Евгении Васильевне Александрович писательница по- доброму отозвалась в повествовании «Моя Сибирь», сравнив порядки и атмосферу в вологодской клинике с теми условиями, в которых ей пришлось проходить лечение в новосибирской больнице (не в пользу последних).
К слову, ее не били. И она никого не оговорила. Однажды А.И. Цветаева сказала про это время: «один из следователей был еврей, умный, знал стихи Блока». По всей видимости, относится к одному из тех, кто вёл допросы в Вологодской тюрьме. Фамилия его — Розенберг — обозначена в одном из научных издании. Самому ему в 1950-х пришлось уехать из Вологды.
Источник:
.