Челноков Сергей Алексеевич

Челноков Сергей Алексеевич

Челноков Сергей Алексеевич Сергей Алексеевич — Лётчик-испытатель 1-го класса, полковник.

Родился 29 июня 1931 года в селе Архангельское Сокольского района Вологодской области.

В 1946 окончил 7 классов школы в городе Махачкала, в 1950 – Дагестанский механический техникум.

В армии с августа 1950.

В 1952 окончил Армавирское ВАУЛ, в 1953 – Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу (г.Грозный).

В 1953-1956 – лётчик-инструктор Борисоглебского ВАУЛ.

Затем служил в строевых частях ВВС (Северная группа войск).

В 1964 заочно окончил Московский авиационный институт.

С февраля 1965 по апрель 1979 – лётчик-испытатель военной приёмки Горьковского авиазавода. Испытывал серийные МиГ-21 (1965-1979), МиГ-25 (1969-1979) и их модификации.

29 сентября 1965 г. при выполнении полета на МиГ-21ПФ отклонился от задания и попытался пролететь под проводами электролинии Горьковской ГЭС.

При пролете самолет задел нижний провод электролинии, потерял скорость и резко стал терять высоту. Летчику удалось произвести вынужденную посадку на прибрежную отмель на фюзеляж (при убранных шасси), после пробега по отмели самолет погрузился в воду. Летчик сбросил фонарь кабины аварийно, отстегнул привязную систему, всплыл и был поднят на лодку подоспевшим рыбаком.

30 марта 1971 г. старший летчик-испытатель ВП подполковник Челноков Сергей Алексеевич выполнял испытательный полет на самолете 84-08-02 (МиГ-25П) на определение высоты Нпр., самолет был оборудован специальной системой КЗА. Летное происшествие произошло из-за выполнения посадки на значительно повышенной скорости, с перелетом. Из-за выпуска на большой скорости тормозной парашют оборвался, самолет выкатился с ВПП.

При движении по неровностям почвы стал частично повреждаться, практически в этот момент, с земли летчик катапультировался и благополучно покинул самолет. При катапультировании из деформировавшейся кабины летчик получил травму руки. Комиссия установила, что повышению скорости на посадке способствовало занижение показаний приборов, вызванное частичной не герметичностью динамической проводки ПВД в корпусе самописца К-10-51. 11 апреля 1975 года катапультировался через 1 мин. 42 сек. после взлета на МиГ-21БИС № 75-1819.

Полет выполнялся по заданию — облет самолета после длительной стоянки. Взлет происходил на режиме работы двигателя — «чрезвычайный режим». Место падения обнаружено на удалении 15 км по курсу взлета, в 1,5 — 2 км от него находился летчик. По данным летчика после взлета в наборе высоты самолет внезапно начало энергично кренить вправо со скольжением на левое крыло. Парирование правого крена отклонением элеронов привело к столь же энергичному кренению влево. Удерживание самолета от кренения требовало очень энергичной работы ручкой управления, летчик выключил «форсаж» — уменьшение скорости до Упр=550-500 км/час кренение не уменьшило. Самолет перешел к вращению — в положении самолета вверх фонарем летчик катапультировался.

Авария произошла из-за пожара в хвостовой части самолета, приведшего к разрушению (от нагрева) качалки правого стабилизатора, и, как следствие — потере поперечной управляемости самолета.

Вероятной причиной пожара могло быть местное затенение охлаждающих каналов в районе форсажной трубы посторонним предметом, остатки которого обнаружены между антивибрационным экраном и верхней частью корпуса. За весь период летной работы, включая катапультирование в период службы в ВВС, перенес три катапультирования.

С мая 1979 – в запасе.

Жил в городе Нижний Новгород.

Умер 12 сентября 1996 года. Награждён медалями.

Источники информации: testpilot.ru

 

 

 

 

.

Alla
Alla
Если хотите предложить материалы для публикации на сайте, высказать замечания или задать вопрос, воспользуйтесь следующей формой: Написать сообщение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *