Давно уже его на свете нет,
того русоволосого солдата…
Письмо плутало много лет,
и всё- таки дошло до адресата…
Прошло почти 75 лет, но уроки Великой Отечественной войны, горькие и победные, до сих пор тревожат людскую память о ней, напоминая о себе в написанных военных мемуарах и сохранившихся фронтовых письмах, как далёкое эхо войны ….
Совсем недавно на страницах газеты «Сокольская правда» была опубликована статья «Возвращение из небытия…» о нашем сокольчанине, капитане Пашиничеве Николае Александровиче, останки которого и его боевых товарищей, были найдены в июне 2018 года поисковым отрядом «Рубеж» и захоронены около деревни Чернь Троснянского района Орловской области.
Вскоре его внучатая племянница Елена Куренкова выслала мне домашний архив, который на протяжении многих лет бережно хранил её прадед Александр Александрович Пашиничев.
После смерти мужа архив находился у прабабушки Глафиры Александровны: фотографии погибших на войне сыновей, фронтовые письма – треугольники и записная книжечка прадеда с датами рождения и гибели Николая и Александра, о важных событиях, произошедших в семье.
Письма тронули до глубины души: переписка близких людей, простой рассказ сыновей о суровых окопных буднях, о вере в Победу и главное — сообщение родителям : я жив и здоров, не беспокойтесь и берегите себя!
Были еще три письма, заинтересовавшие меня. Первое от сентября 1942 года родителям Николая «от совершенно незнакомой девушки Ольги Антиповой», как представилась она им.
Второе письмо от 6 января 1943 года было с фронта от Ольги и адресовано сестре Николая, Анне.
Третье письмо, датированное 4 марта 1943 года, было письмом Николая к девушке по имени Олечка. Он не успел его отправить, так как погиб через три дня от осколка авиабомбы 7 марта 1943 года…
Нельзя переставать удивляться зарождению первого нежного чувства любви совсем еще молоденькой девчонки и молодого офицера, почти мальчишки, когда шла война, несущая смерть и разлуку!..
Молодость брала своё, и жизнь продолжалась: влюблялись и любили, писали письма и ждали, думая и мечтая о Победе и будущем…
Читаю неторопливые и взволнованные строки первого письма Ольги, написанные на пожелтевших страничках из школьной тетради. Она сообщает родителям, что пишет по просьбе Николая и рассказывает о первой встрече с ним.
425 артиллерийский полк 132 стрелковой дивизии был направлен в Задонский район Орловской области на отдых в феврале 1942 года, «в так называемое местечко «Скитовский монастырь»,- писала Ольга родителям Николая.
«Приближалось 24-летие РККА, и поэтому случаю, наши девушки из сельсовета и другие были приглашены к ним на вечер, в том числе и я. Мы встретились и познакомились. С этого дня стали хорошими товарищами».
Молодые люди понравились друг другу, и то короткое знакомство переросло в дружбу, а затем в трепетное ожидание писем с фронта. «Вскоре Коля вновь выехал на фронт, но моя дружба с ним осталась неразлучной. С того дня мы аккуратно переписываемся».
Ольга очень скучала о Николае, « но ничего близок тот час, когда мы вновь будем такими радостными». Встреча с ним не оставила в её сердце к этому парню места для равнодушия.
О себе написала, что «в 1941 году окончила медицинскую школу, но в армию пока не призывают. Работаю в колхозе счетоводом».
Она сообщила родителям Николая свой адрес и просила писать ей. Видимо, переписка с родными Николая продолжилась. Ольга уже была на фронте, и второе письмо адресовано Анне, сестре Николая, написанное в начале января 1943 года.
«Привет с фронта! Здравствуй, Анечка! Посылаю тебе горячий командирский привет и море бурных пожеланий в жизни. Прежде всего, хочу написать, что письмо твоё получила, за которое благодарю от всего сердца».
Она рассказывает Анне, как украшали новогоднюю ёлочку, и встречала Новый год с боевыми подругами.
Возможно, Ольга находилась в воинской части недалеко от дома, так как сообщает, что мама и сестра Лида часто навещают её, но она всё равно скучает : «от Коли давно не получаю писем, что – то неладно».
О своей жизни Ольга пишет: «Моя жизнь однообразна, изменений никаких нет. Тоска и грусть меня не покидают, что со мной? Я не знаю. Вспоминается тот вечер, когда я повстречалась с Колей. И сейчас вечер был пуст без тех, кто находится за несколько десятков километров в суровой обстановке. Анечка, сейчас пишу письмо, но сердце так старается увидеть вас всех, но ладно придёт время, когда уничтожим врага и встретимся, на это есть надежда!»
Она сообщает радостные вести: «… могу похвастаться, я получила благодарность только что» и вспоминает про бой в 1942 году за высоту под Огрызково, «когда Коля получил медаль «За отвагу». Я понимаю, что у него действительно есть способность на уничтожение живой силы и техники врага. Пока есть возможность, то нужно всеми силами поражать его на месте».
Они были знакомы уже год. Из письма Николая 4 марта 1943 года : «Здравствуй, дорогая Олечка! Прошу прощения за столь долгое молчание. По-моему, нет таких людей, которые бы в жизни не ошибались ни разу. К числу таких добрых приятелей отношу и себя. А раз так, то ругай и ругай меня без конца…».
… « Олечка! Я вспоминаю наши встречи. Думаю, что наши отношения будут во сто раз лучшими, чем были несколько месяцев назад…».
Он уже знал, что Ольга находится в армии, «я нисколько не удивился этому, и лишь потому, что знал твои стремления ещё в те дни». Видимо, несмотря на свой юный возраст, эта миловидная девушка имела сильный характер и обладала упорством, не скрывала своего стремления попасть на фронт, и добилась повестки от райвоенкомата.
О своей жизни пишет: «Живу по – прежнему, хорошо, здоровье отменное. Остаюсь жив и здоров. Твой Николай».
Последнее письмо капитан Пашиничев не успел ей отправить. Фронтовые друзья позже передали родителям Николая неотправленное письмо для Ольги…
…Елене Куренковой поисковики рассказали, что по деревне проходила линия фронта. 7 марта 1943 года было сброшено 23 немецких авиабомбы на позиции наших войск.
Две из них упали в укрытие, где находились 10 воинов вместе с капитаном Пашиничевым и 7 местных жителя по фамилии Плясовы, целое семейство. Это их останки были найдены год назад и перезахоронены …
Нам сегодня кажутся несовместимыми понятия любовь и война, но в жизни и на войне так случается… Любовь не спрашивает, когда придти, она может нагрянуть нечаянно, когда её совсем не ждёшь…
Если бы не война!.. Жизнь миллионов людей, могла бы сложиться по-другому. Если бы не гибель Николая в самом расцвете молодости!.. После войны могла бы сложиться жизнь по-другому и у них ….
…Прошли десятилетия, и давно переписка близких людей во время той военной поры перестала быть личным делом. Это уже история поколения, понимавших, что каждая весточка может быть последней : радостной и счастливой или печальной и грустной…
Письма молодых людей вызвали желание узнать о дальнейшей судьбе девушки, понимая, что из – за давности лет Ольги Антиповой уже нет в живых, но, вдруг… Возможно, после войны вышла замуж, тогда живы её дети, внуки?
В письме родителям Николая Ольга написала свой адрес. В 1954 году Задонский район вошёл в состав Липецкой области. На этот адрес и отправила главе администрации Кашарского сельского поселения запрос о судьбе Ольги Антиповой.
Через десять дней мне позвонили из Липецкой и Белгородской областей дальние родственники Ольги Алексеевны Антиповой и кратко рассказали о её дальнейшей жизни, а позднее прислали довоенную фотографию Ольги.
Ольга Антипова родилась в большой дружной семье, которая проживала в селе Нечаевка Кашарского сельского совета Орловской области. В 1941 году ей исполнилось 17 лет. Самая счастливая пора юности! Вместе с подругой Ольга училась на курсах медицинских сестёр запаса.
Уже тогда в стране чувствовалось ощущение приближающейся беды, а вскоре началась война, перечеркнувшая всю её жизнь и всех советских людей. На фронт не взяли, сказали, что придёт повестка. Работала счетоводом в колхозе «Красная Армия». Помогала ухаживать за ранеными в «Скитовском монастыре», в котором расположился в то время военный госпиталь. Там она познакомилась на вечере в феврале 1942 года с Николаем.
Затем пришла повестка и призвали в армию. Обладая красивым грамотным почерком, служила писарем при штабе, переписывая секретные донесения. Демобилизовавшись, вернулась в родные края.
В 1946 году вышла замуж за местного парня. Родила четверых детей. Муж позже уехал на заработки в Хабаровский край, получил квартиру в небольшом домике и вызвал Ольгу с детьми. Была большой рукодельницей, обшивала свою семью и соседских детишек, при этом денег не брала с родителей. Много читала.
Вскоре муж заболел и умер в 36 лет. Ольга больше замуж не выходила, и одна поднимала детей. Про войну почти ничего не рассказывала и не любила вспоминать. Иногда приезжала в гости к родным. В 1991 году умерла от рака. Было Ольге Алексеевне 67 лет. Сегодня жива её младшая сестра, которой 92 года. Это ей, Лиде, передавал привет Николай в своём последнем письме, но она уже плохо помнит события тех лет.
Нашла ли Ольга женское и материнское счастье в послевоенное время и вспоминала ли когда – нибудь о своей первой любви, об этом никогда не узнаем.
Прочитанные письма — треугольники заставили меня посмотреть на события далёкой военной поры другими глазами, ещё раз осознать и принять, что пора молодости и любви наших дедов и бабушек, отцов и матерей пришлась на время тяжёлых испытаний!.. Их обожжённую молодость уже нельзя было вернуть после войны…
Война по — своему распорядилась судьбами Николая и Ольги, однажды наполнив их жизнь яркими красками любви, надежды и ожидания, а позже жестоко разлучила навсегда…
Как далёкое эхо войны, их история военной молодости и первой любви осталась в нескольких фронтовых письмах, написанных на стареньких, пожелтевших и потрёпанных временем листах бумаги, дошедших до потомков адресата через многие десятилетия и на фото, с которых они смотрят с надеждой уверенным взглядом в счастливое будущее!..
Автор: Галина Старыгина