22 июня — День памяти и скорби, повергший в ужас миллионы советских людей: фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз без объявления войны…
В каждой семье Великая Отечественная война оставила глубокий след, неизгладимую боль, утрату, и несмотря на прошедшие десятилетия, до сих пор ощущаем последствия этой кровавой войны…
Все жители страны Советов были потрясены сообщением о начале войны, но не получая в первые дни достоверной информации, верили, что враг будет скоро остановлен и разбит у западной границы и вновь восстановится мир…
…Началась мобилизация. Сотни, тысячи, десятки тысяч советских граждан торопились попасть в военкоматы, чтобы бить проклятого врага и защитить свою Родину. Каждый считал своим долгом защитить землю, дом, семью, мать, отца, сестру, жену и детей от посягательств фашистов, покоривших Европу в течение недолгого времени. Не остались в стороне и сокольчане.
С первого дня войны работники Сокольского РВК комплектовали маршевые команды мобилизованных солдат и отправляли их в Вологду, в 29 запасную стрелковую бригаду Архангельского военного округа (АрхВО), на базе которой шло формирование воинских частей и подразделений Красной армии, в том числе, и 111-й СД, куда и направлялось большинство прибывающих сокольчан для пополнения штатов частей дивизии согласно штатов военного времени.
Тогда, в июне – июле 1941 года, события развивались по ускоренному сценарию боевых действий, и враг быстро продвигался к Пскову. Был дан приказ в срочном порядке отправить 111, 118 и 235 стрелковые дивизии 41-го стрелкового корпуса в район городов Остров и Псков по железной дороге, чтобы остановить продвижение войск противника в сторону Ленинграда.
29 июня 1941 года плохо обученные бойцы и не имевшие достаточного количества боеприпасов выбыли на фронт. Воинские части 41-го стрелкового корпуса после выгрузки с ходу вступили в бой на рубеже реки Великая под городом Остров с войсками германского вермахта, наступавшими» из города Каунас на Ленинград через Псков и Лугу.
4-5 июля разыгралась драматическая битва за город Остров. В течении 5 часов без поддержки артиллерии и пехоты, 13 танков разведроты сдерживали натиск фашистов, но имея превосходство в силе, 1-я немецкая танковая дивизия и войска германского вермахта всё же прорвали оборону Островского укрепрайона и заняли город Остров.
Командующий Северо-Западного фронта генерал-майор Собенников отдал приказ частям 41-го стрелкового и 1-го механизированного корпусов восстановить положение. Затем было несколько попыток со стороны советских войск взять Остров, но несогласованность танковых частей и пехоты, успеха не принесли.
Начальник штаба Северо-Западного фронта генерал Н. Ф. Ватутин в телефонном разговоре с командиром 41-го стрелкового корпуса И. С. Кособуцким возложил ответственность за ликвидацию и уничтожение врага лично на его, то есть за невыполнение приказа командир корпуса отвечал головой.
Наши танки шли напролом, невзирая на плотный огонь противника. Немецкая пехота отступала в беспорядке, неся потери. Тем временем во второй половине дня, 6 июля, противник возобновил наступление: 1-я немецкая танковая дивизия начала быстрое продвижение на Псков, 6-я — на Порхов.
Силами немецкой танковой дивизии наши части были потеснены на северную окраину Острова, при этом немцы в районе Острова потеряли более 40 танков. 7 июля советские атаки в районе Острова продолжились, однако не принесли результата.
Утром 8 июля противнику удалось оттеснить наши ослабленные подразделения на северный берег реки Черехи в район Кресты и на южную окраину Пскова. Встретив упорное сопротивление, фашисты обошли Псков с востока, форсировали Череху на переправах у деревни Карамышево и начали развивать наступление в сторону Луги. Это создало реальную угрозу окружения красноармейских частей, находящихся за рекой Великой.
Воинские части начали отходить за реку Великая на правый берег через автомобильный мост, но не успев перейти, как прозвучал преждевременный взрыв моста и часть сил 118-й дивизии и два полка 111-й дивизии не успели отойти на правый берег реки Великая. Бойцы были вынуждены пробиваться к железнодорожному мосту, находящемуся в трёх километрах южнее центра Пскова, или переправляться на подручных средствах, бросив повреждённую технику и артиллерию, под натиском подошедшего врага.
Таким образом, оборона советского Северо-Западного фронта на линии укрепленных районов по реке Великой была прорвана, при этом создалась реальная угроза прорыва немецкой 4-й танковой группы к Ленинграду и под угрозой полного окружения могли оказаться 111 –я и 118-я стрелковые дивизии, поэтому 9 июля Псков был оставлен нашими войсками.
В тот же день, 9 июля 1941 года, войска германского вермахта вошли в притихший и затаившийся в старинный русский город. Шёл 18-й день войны и первый день жестокой оккупации Пскова, продлившейся до 23 июля 1944 года.
10 июля 1-я немецкая танковая дивизия атаковала вдоль шоссе Псков – Луга, сбив с него советские части, продвинулась на несколько десятков километров вперёд. Одно из подразделений 111-й дивизии во главе с командиром дивизии, полковником Ивановым И.М. организовали оборону в одном из населённых пунктов. При появлении немецких автоматчиков, красноармейцы открыли огонь, и завязалась ожесточённая схватка. В этом скоротечном бою погибли все, одним из последних погиб комдив. К Луге дивизия вышла вполне боеспособной, но без командира.
11 июля на всем Северо – Западном фронте войска отражали непрерывные атаки противника. 13 июля 1941 года 41-й стрелковый корпус 11-й армии из состава СЗФ был передан в состав Северного фронта, получив задачу не допустить прорыва противника к Ленинграду и в составе воинских подразделений 111-й, 90-й, 235-й и 118-й стрелковых дивизий был включён в Лужскую оперативную группу.
Это уже были новые бои с противником, окружение дивизии, выход из Лужского «котла», то есть начинались новые истории военных судеб красноармейцев и командиров этих дивизий, стоявших на защите Ленинграда.
В планах немецкого командования 1941 года Пскову отводилась важная роль: город должен стать «ключом к парадным дверям Ленинграда» для немецкой группы армий «Север», рвавшейся к берегам Невы. После захвата Пскова 9 июля 1941 года немецким командованием было переброшено значительное число боевой техники на юг, под Опочку.
Когда группировка немецких войск в составе 16-й, 18-й армий и 4-й танковой группы достигла пределов Ленинграда, то Псков и близлежащие районы стали для неё опорным тыловым районом, её административным, хозяйственным и военным центром.
После оставления Пскова фашистским войскам, наше командование сделало оргвыводы. Военным трибуналом Красной Армии, были приговорены к расстрелу за оставление Пскова — генерал-майор Николай Михайлович Гловацкий, командир 118-й СД, военинженер II ранга Алексей Андреевич Головлев, начальник инженерной службы 41-го СК. Генерал-майор Иван Степанович Кособуцкий, командир 41-го стрелкового корпуса, был приговорён к 10 годам заключения. В октябре 1942 года освобождён и принял участие в сражениях Великой Отечественной войны.
Что послужило причиной столь быстрого разгрома войск Северо-Западного фронта? Не зная подробностей и всех причин, повлекших советскими войсками сдачу Пскова, трудно судить даже сейчас, по истечении многих десятилетий.
Причин много, но все они являются следствием неготовности всех военных округов Красной Армии к ведению тактической обороны, потому что готовились к наступательной тактике. В то же время недоставало командирского опыта и навыков, а несогласованность и неисполнение вовремя приказаний приводили к тому, что войска, не сумев противостоять противнику, поспешно оставляли оборонительные позиции, мешала и разбросанность частей 41-го стрелкового корпуса, перемежёнными «чужими» частями.
Ситуации, когда результат сражения зависит целиком от решения или поступка одного человека, на войне встречаются не слишком часто. Поражение СЗФ в начале июля 1941 года стало одним из тех редких случаев, когда исход боёв был предопределён цепью ошибок нескольких человек, приведшей к трагическим результатам.
При обороне Островского и Псковского укрепрайонов в июле было очень много принесено жертв. Сколько было убитых, раненых и военнопленных воинов, а сколько невыплаканных материнских, женских и детских слёз, сколько всего было… И всё это нужно было пережить, выстоять и снова жить ради победы!…
Всё труднее вспоминать имена и фамилии уроженцев и жителей Сокольского района, первыми ушедшими на фронт в те далёкие июньские дни в составе воинских подразделениях 111-й стрелковой дивизии, участвующих в первых сражения с войсками германского вермахта и пленённых в районах городов Остров, Псков и Луги и умерших в фашистских лагерях Германии, Австрии, Польши, Норвегии, Восточной Пруссии…
Войн без пленных не бывает…Нелёгкой оказалась жизнь в плену: пришлось пережить голод, холод, унижения, наказания со стороны эсэсовских властей, рабский принудительный тяжёлый труд, каждый день расстрелы и казни своих товарищей, перенести эпидемии дизентерии и сыпного тифа, быть подопытными в медицинских опытах извергов – врачей…
Все эти условия создавались фашистами для уничтожения большего количества советских людей, но военнопленные оставались непокорёнными, невставшими на колени перед врагом, предпочитая смерть…
Многие воины 111—й СД погибли в плену. Известны более 100 фамилий, уроженцев и жителей Сокольского района Вологодской области, оставшихся навсегда на чужбине. Многие из них числятся пропавшими без вести. Их фамилии до сих пор не увековечены на мраморных плитах, как полагается.
Более 60 землякам удалось выжить, выстоять, не сломаться в фашистском аду и вернуться на Родину после освобождения. Некоторые совершили побеги из лагеря и воевали в партизанских отряд, другие после освобождения продолжили воевать с фашистами в Советской Армии.
Многие из них не дожили до Победы. Им не удалось увидеть, как громили фашистов под Москвой зимой 1941 -1942 года, как сражался и не сдавался в руинах израненный Сталинград, как выстоял блокаду осаждённый Ленинград как летом 1943 года состоялось танковое сражение на Курской дуге и горели фашистские танки, как Советская Армия освобождала оккупированные территории Украины, Белоруссии, Прибалтики, как советские войска перешли границы западных государств Польши, Румынии, Австрии, Венгрии, освобождая народы Европы от фашизма, продвигаясь всё ближе и ближе к Победе!
Прав генерал -лейтенант Карбышев Д.М., погибший в концлагере, произнося слова: «Плен- страшная штука, но ведь это тоже война, и пока война идёт на Родине, мы должны бороться здесь!»
И вся оставшаяся жизнь военнопленных, их исконная верность, любовь к Родине, моральный дух и мужество принадлежали для того, чтобы советский народ смог победить фашизм, и чтобы в мае 1945 года наконец прозвучало в побеждённой фашистской Германии громкие и долгожданные слова: «Победа! Война закончилась!»
В них есть фамилия моего родственника, уроженца Пельшемского сельсовета Сокольского района Ножихина Маркела Васильевича, попавшего в плен на двадцатый день войны, 11 июля 1941 года, в районе города Псков и погибшего в шталаге в г. Старгард, Польша 03.12.1941 года. Долгие десятилетия после войны считался пропавшим без вести…
Это нужно не мёртвым, это нужно живым, то есть нам, их потомкам, потому что и пленные сражались для победы и заплачена ими была огромная цена!
.