Северная Железная дорога и станция Сухона

станция Сухона
Северная Железная дорога и станция Сухона

город Сокол: северная Железная дорога и станция Сухона

В 1868 году, когда свирепствовал голод в Олонецкой, Новгородской, Архангельской и Вологодской губерниях, возникли первые разговоры о строительстве железной дороги на Север, для того, чтоб можно было снабжать голодающие губернии дешевым хлебом.

Были предложены проекты 5 линий. Победила линия Вологда — Архангельск, предложенная С. И. Мамонтовым.

Строительство узкоколейной железнодорожной линии хотели построить в один путь от Архангельска до Вологды — по самому близкому направлению.

Будущую железнодорожную трассу разделили на три равных участка: первый — 198 верста, второй -198 -397 и третий — 397 — 597 верста. Начальником первого участка, на котором в дальнейшем была построена станция Сухона, был назначен инженер путей сообщения Александр Сергеевич Сумароков.

Строительство I-го участка началось в 1894 году и уже в концее 1895-го было закончено земляное полотно до реки Сухоны. Работы велись быстро, но трудно. Линия прокладывалась по лесу, болотам. Были случаи, когда они проваливались вместе с только что уложенными рельсами.

Под воду уходили целые платформы, груженые балластом. Для укрепления насыпи строители делали срубы, засыпали их камнями. Строили дорогу Вологда-Архангельск крестьяне, безземельные симбирские татары.

Первый участок железной дороги был сдан в эксплуатацию в 1896 году.

Это событие «Вологодские губернские новости» описывали следующим образом: «Сегодня, 1 августа, происходило торжество открытия движения на пространстве 85 верст вновь строящейся от г. Вологды к Архангельску узкоколейной железной дороги. В 2 часа на перроне вокзала было отслужено преосвященным Алексием Господу Богу молебствие с водосвятием».

Железная дорога - станция Сухона

Железная дорога - станция Сухона

В это же время заканчиваются строительство вокзала Сухона и моста через реку Сухону.

При первом открытии дороги в 1896 году случился казус: после прохода правительственного поезда насыпь в нескольких местах вместе с рельсами и шпалами ушла в болото так, что и следа от дороги не осталось. Все пришлось начинать сначала.

В 1898 году движение по железной дороге стало регулярным.

С 1915 года узкую колею начинают заменять на широкую. И уже при Советской власти прокладывается второй путь и строится новый железнодорожный мост.

Железная дорога имела не только большое экономическое, но и стратегическое значение. В ноябре 1918 года молодое Советское правительство ввело на железных дорогах военное положение. И железнодорожники с этого момента считались призванными на военную службу.

Для обслуживающих дорогу путейцев строили казармы, жилые дома. Рядом со станцией Сухона выросла целая улица, названная Станционным проулком.

Работать на железную дорогу приходили семьями.

На станции «Сухона» в 1929 — 1930 годах размещался пересылочный пункт для спецпереселенцев из разных регионов страны.

Железная дорога - станция Сухона
Железная дорога - станция Сухона Железная дорога — станция Сухона

В 1941 году часть работников-путейцев ушла на фронт. Станция с самого начала войны изменила свое лицо. Повсюду была введена светомаскировка, маневровые паровозы работали без звуковых сигналов.

Начались бомбежки Северной железной дороги. Повреждения устранялись сразу же, чуть не под огнем. Несмотря ни на что, движение по дороге не прерывалось.

Основная нагрузка но эвакуации и снабжении осажденного Ленинграда продовольствием легла на Северную железную дорогу.

Для обеспечения бесперебойной работы была сформирована колонна железнодорожников.

За долгие годы состарились и ушли из жизни многие. Вместе с людьми старились здания, немые свидетели событий прошлых столетий.

Железная дорога - станция Сухона Железная дорога - станция Сухона Железная дорога - станция Сухона

Менялись паровозы, тепловозы.

А сейчас мимо станции Сухоны бегут на север и на юг электропоезда.

И, глядя на них, кажется, что железная дорога существовала вечно.

Да и станция Сухона недавно изменила свой облик.

Старое деревянное здание разрушено, а недалеко построено новое, более современное.

Но, мне как-то больше нравилось старое с поблекшей краской, деревянное здание…

Источник: Чуева Н. В., книга «Время и люди», Сокол, 2004 г.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах сайта Ldk-Sokol.ru

Alla
Alla
Если хотите предложить материалы для публикации на сайте, высказать замечания или задать вопрос, воспользуйтесь следующей формой: Написать сообщение

1 Комментарий

  1. Саша:

    Жаль старый вокзальчик 🙁 В новой коробчонке не так уютно. Изредка бываю в Устье, что на Кубене, и по Соколу доводилось гулять — любоваться падающей листвой. Хороший сайт, спасибо за виртуальную прогулку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *