Флоропоэтика в ландшафтном дизайне у Цветаевского дома

Флоропоэтика в ландшафтном дизайне у Цветаевского дома

Флоропоэтика в ландшафтном дизайне на музейной территории у Цветаевского дома в городе Соколе Вологодской области: проблемы и перспективы.

Главная перспектива Цветаевского дома – таково условное название двухэтажного деревянного дома под № 8, расположенного по улице Фрунзе города Сокола, – определена Государственной экспертизой и решением Министерства культуры: квартире № 6 в этом доме придан статус объекта культурного наследия регионального значения, а все здание, равно как и прилегающая к нему территория, переданы под управление федеральной организации «Кирилло-Белозерский музей-заповедник».

В 1947-1949 годах в этом доме в квартире № 6 в семье сына – А.Б Трухачева, начальника стройплощадки «Печаткино» Сухонского бумажного завода, проживала писательница Анастасия Ивановна Цветаева, родная сестра великого русского поэта Марины Цветаевой.

В 1947 г. в этот дом с машинописными рукописями произведений М.И. Цветаевой приезжала её дочь А. С. Эфрон.

Здесь находились вещи и книги, принадлежавшие сестрам Цветаевым, А.Б. Трухачеву, рукописи произведений А.И. Цветаевой, в частности ее лагерного романа «Аmor».

Из этого дома на протяжении почти 18 месяцев А.И. Цветаевой осуществлялась переписка со многими известными лицами (Б. Пастернак, А. Эфрон) в Москве и других городах. Именно в этой квартире 17 марта 1949 г. писательница была вновь арестована, отправлена сначала в Вологду, а затем на поселение в Сибирь. О Печаткино (так называется этот район города), обстоятельствах жизни в доме, о знакомых писательницы по данному периоду жизни говорится в предисловии к роману «Аmor», в произведениях «Моя Сибирь», «Памятник сыну».

Цветаевский Дом должен стать первым в России музейным комплексом имени А.И. Цветаевой.

Концепция музейного содержания всего объекта уточняется и корректируется, фондовые пополнения от разных лиц, наследников (прежде всего О.А. Трухачевой), друзей и помощников А.И. Цветаевой, материалы вологодского следственного дела, копии документов, поступающих из цветаевских музеев Москвы, Александрова, Тарусы, Павлодара (Северный Казахстан),свидетельства и воспоминания бывших жителей, в том числе Г.В. Зеленина (А.И. Цветаева познакомилась с ним именно в этом доме, считала его внуком), позволяют создать ориентиры для организации внутреннего пространства помещений, реконструкции обстановки, соответствующей концу 1940-х – началу 1950-х годов, учесть литературные составляющие в экспозициях и функциональных решениях, используя при этом не только цветаевский контекст, но и историю литературы города Сокола и Сокольского района, связь этих мест со многими именами, прямо или опосредованно соотносимыми с Анастасией и Мариной Цветаевыми (В.А. Пяст, А.М. Горький, С.А. Есенин, А. А. Ганин, В.Т. Шаламов). Материал о литературной составляющей музейной концепции Цветаевского Дома недавно опубликован.

В настоящий момент решаются вопросы ремонта здания, восстановления утраченных архитектурных деталей.

Культурно-туристическая привлекательность Цветаевского Дома не в последнюю очередь связана и с благоустройством территории, появлением на ней ландшафтных и дизайнерских объектов, взаимодействующих с экспозициями, расположенными в Цветаевском Доме.

Самые первые шаги в этом направлении осуществлялись защитниками здания: с 2016 г. при поддержке различных общественных организаций, в том числе Общероссийского народного фронта, а также частных лиц рядом с домом проводились субботники по расчистке территории от строительного мусора, оставшегося после сноса соседних зданий.

Осенью 2021 г. окончательно решен вопрос с вывозом руин, создававших угрозу безопасности объекта культурного наследия, осуществлена подсыпка грунта, выравнивание отдельных участков. Несколько раньше, в летний период, слева от Цветаевского Дома был выкопан пруд, прорыта водоотводная канава.

При проведении работ тяжелой техникой решалась проблема сохранения отдельных деревьев: вяза, растущего справа от фасадной части здания, яблони – за домом, и двух берез, расположенных дальше.

Перед домом участниками вологодских Цветаевских костров посажены два памятных дерева – рябины.

Граница музейной территории напротив объекта проходит по линии ряда тополей, высаженных работниками Сухонского бумажного комбината предположительно в послевоенные годы.

Именно сохраненные и появившиеся деревья вблиз Цветаевского Дома обозначили один из принципов ландшафтных решений как флоропоэтический: все обозначенные выше породы деревьев встречаются в поэзии Марины Цветаевой, общим поэтическим обращением к ним являются строки 2-го стихотворения из цикла «Деревья» (оно создано 8 сентября 1922 г.):

Когда обидой — опилась
Душа разгневанная,
Когда семижды зареклась
Сражаться с демонами —

Не с теми, ливнями огней
В бездну нисхлестнутыми:
С земными низостями дней.
С людскими косностями —

Деревья! К вам иду! Спастись
От рёва рыночного!
Вашими вымахами ввысь
Как сердце выдышано! [2, с.143]

В этом же тексте у Марины Цветаевой есть и образы конкретных деревьев: «березы-девственницы», «Вяз –яростный Авессалом», «уст моих псалом: Горечь рябиновая» [2, с.143], здесь же – «Дуб богоборческий», «Ивы-провидицы», «На пытке вздыбленная Сосна» [2, с.143], а в других, в том числе написанных ранее, тополь, каштан, яблоня, липа.

Такие деревья, если они их представить, как ландшафтные объекты рядом с Цветаевским Домом, безусловно, будут в поэтическом отношении соединять сокольское пространство с реалиями утраченного дома детства сестер Цветаевых в Москве (стихотворение «Ты, чьи сны еще непробудны…»), парижскими впечатлениями юной Марины Цветаевой («В Париже»), с воспоминаниями Анастасии Цветаевой о яблонях в садах Тарусы («Воспоминания»), с некоторыми фактами жизни, поворотами судьбы.

Известно, например, что, вернувшись из эмиграции, Марина Цветаева обнаружила возле родного ей дома липу и попросила Анну Ахматову никому об этой липе не рассказывать: боялась, что дерево вырубят.

Необходимым ландшафтным объектом, возможно, позади памятных рябин видится бузина – именно ей посвящено одно их эмигрантских стихотворений Марины Цветаевой, и этот текст мог быть прочитан Анастасией Ивановной именно в Печаткино. Ветвь бузины ассоциативно связывается с вестью-письмом от Марины у Анны Ахматовой, и это деревце с яркими ягодами одиноко (не бывает зарослей бузины) – такой образ поддерживает размышление о судьбе поэта.

Хвойные деревья: ель, сосна, пихта, кедр – также отсылающие к строчкам стихотворений и к фрагментам прозы сестер, позволяют создать представление о творческих созвучиях и несовпадениях сестер Цветаевых, шире познакомить с произведениями А.И. Цветаевой, подчеркнуть своеобразие ее творческой личности.

Главные вопросы, возникающие при обсуждении перспективы такого Цветаевского лесопарка, таковы:

  • как размещать, соединяя с уже существующими на территории деревьями , другие; в какой последовательности?
  • насколько совместимы друг с другом разные виды деревьев, нередко требующие и различий в почве?
  • не заслонят ли деревья вид на Цветаевский Дом и планируемые на музейной территории арт-объекты?
  • как наглядно представлять строчки из произведений, связанные с данными ландшафтными объектами?

Разумеется, флоропоэтика – более широкий по значению термин, предполагающий осмысление и других природных явлений: кустарников, цветов, травянистых растений.

Представляется необходимым разместить в теневой части за Цветаевским Домом смородину и крыжовник, найти участок для небольшого малинника. С правой стороны здания – сирень. Все эти кустарники также связаны с мемуарными свидетельствами о детстве Цветаевых, с воспоминаниями А.И. Цветаевой о сестре Марине, с портретными описаниями, сделанными А. С. Эфрон (она отмечала, что глаза у матери были цвета крыжовника). За прудом и водоотводной канавой – ивы и вербы: их образы значимы в поэтике обеих сестер.

Декоративные кустарники и цветы могут быть вокруг площадки, которая будет использоваться для проведения ежегодного Цветаевского костра. Примерно это та же территория, которая была благоустроена при Сухонском клубе цветниками, клумбами в начале 1950-х. Акцент стоит сделать на розе – это главный цветок в поэзии Марины Цветаевой. Из других упоминаемых в творчестве обеих сестер: резеда, ландыши, маки, маргаритки, незабудки.

За домом, а также с левой стороны здания – с той, на которую выходят окна мемориальной квартиры, необходимы посадки огородных растений. По некоторым сохранившимся фотографиям, по рассказам старожилов, небольшие огороды при домах, расположенных на ул. Фрунзы были с довоенного времени. Кроме того, огородничество стало способом спасения А.И. Цветаевой в Пихтовке Новосибирской области.

Думается, что флоропоэтика как принцип соединения образно-поэтического и ландшафтного начал будет способствовать зарождению новых идей и решений в сфере музейного дела, возникновению диалога природных объектов и явлений художественной литературы, разнообразию творческих и исследовательских направлений в деятельности первого в России музейного комплекса имени Анастасии Ивановны Цветаевой – Цветаевский дом.

Автор: Елена Витальевна Титова, доцент кафедры литературы Вологодского государственного университета

Источник фотографий: Группа ВК «Друг Цветаевского дома»

Литература

1. Титова Е.В. Литературная составляющая музейной концепции комплекса «Цветаевский дом» в городе Соколе Вологодской области // Мир и война в поэзии Сергея Орлова: сб.статей межрегиональной научно-практической конференции. Вологда: Древности Севера, 2021. 248 с.
2. Цветаева М. Собрание сочинений: в 7 т. Т.2. Стихотворения. Переводы / Сост., подг. текста и коммент. А. Сааакянц и Л. Мнухина – М.: Эллис Лак, 1994. 592 с.

 

 

.

Alla
Alla
Если хотите предложить материалы для публикации на сайте, высказать замечания или задать вопрос, воспользуйтесь следующей формой: Написать сообщение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *