«Цветаевский дом» — Проблемы и перспективы

«Цветаевский дом»

«Цветаевский дом» в городе Соколе Вологодской области как объект культурного наследия регионального значения: проблемы и перспективы

«Цветаевский дом» – условное название здания, находящегося по адресу: Вологодская область, г.Сокол, ул. Фрунзе, 8. Это двухэтажный жилой 8-квартирный деревянный дом, построенный в 1926-28 гг. наряду с тремя другими по типовому для тех лет проекту в Первом квартале поселка Печаткино (с марта 1932 г. территория вошла в черту города Сокола) и предназначенный для проживания руководителей и инженерно-технических работников Сухонского бумажного завода (завода им. Свердлова). О связи именно этого строения с судьбой А.И. Цветаевой стало известно в конце сентября 2014 г.

Благодаря сведениям, полученным из хронологического обзора жизни и творчества писательницы, составленного Ст. Айдиняном, поисковым усилиям сокольчанки Л.А. Кузнецовой, свидетельствам Р.А. Зуевой, проживавшей в военные и послевоенные годы по соседству, других старожилов и ветеранов Сухонского производства, был определен прежний адрес этого дома: Первый квартал, 17. Он совпал с данными материалов вологодского следственного дела по аресту А.И. Цветаевой 17 марта 1949 г., которые указали и номер квартиры.

Главная и самая острая проблема на этом начальном этапе заключалась в том, что наряду с другими «Цветаевский дом» был определен под снос: он вошел в федеральную программу по расселению ветхого и аварийного жилья.

Поэтому в марте 2015 г. в Комитет по охране объектов культурного наследия было направлено заявление и документы, подтверждающие следующие факты: в 1947-1949 годах в этом доме в квартире № 6 в семье сына – А.Б Трухачева, начальника стройплощадки «Печаткино» при Сухонском бумажном заводе, проживала писательница Анастасия Ивановна Цветаева, родная сестра великого русского поэта Марины Цветаевой. В 1947 г. в этот дом с машинописными рукописями произведений М.И. Цветаевой приезжала её дочь А. С. Эфрон. Здесь находились вещи и книги, принадлежавшие сестрам Цветаевым, А.Б. Трухачеву, рукописи произведений А.И. Цветаевой, в частности ее лагерного романа «Аmor».

Из этого дома на протяжении почти 18 месяцев А.И. Цветаевой осуществлялась переписка со многими известными лицами (Б. Пастернак, А. Эфрон, В.И. Цветаева). Именно в этой квартире 17 марта 1949 г. писательница была вновь арестована, отправлена сначала в Вологду, а затем на «вечное поселение» в Сибирь. О Печаткино обстоятельствах жизни в доме, о знакомых писательницы по данному периоду жизни говорится в предисловии к роману «Аmor», в произведениях «Моя Сибирь», «Памятник сыну».

Несмотря на то, что собранные материалы и документы аргументировали историческую и культурную значимость данного объекта, актуальность превращения его в культурно-просветительский центр с мемориальной квартирой А.И. Цветаевой и были положительно рассмотрены Сокольской администрацией (совещание проводил М.Ю. Романов), а Приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 09.03.2016 квартире № 6, расположенной на втором этаже, был присвоен статус выявленного объекта культурного наследия и назначены сроки проведения государственной экспертизы, потребовались иные решения и действия инициативной группы по двум направлениям:

  1. консолидация общественных сил по сохранению культурной и исторической памяти. Оно предполагало: сбор материалов и экспонатов музейного фонда, изучение истории Печаткино и всего, что имеет отношение к сокольскому периоду жизни А.И. Цветаевой, а также ее связям с Вологдой и Вологодским краем; освещение данной темы через публикации в СМИ и научных изданиях; создание концепции музейного содержания «Цветаевского дома», организации и проведения ежегодных с 2015 г. Цветаевских костров на Вологодской земле; обращения за консультациями в различные учреждения по вопросу определения управляющей организации и будущего функционирования музейного комплекса имени А.И. Цветаевой.
  2. активизация решений и действий государственных, областных, муниципальных организаций и частных лиц, способствующих конкретной защите уже расселенного (в сентябре 2016 г.) дома от разграбления, взломов и иных вандальных действий. Данное направление предполагало надежную блокировку дверных и оконных проемов «Цветаевского дома», обращения в органы полиции по факту противоправных действий по отношению к объекту культурного наследия; уборку мусора во внутренних помещениях, расчистку территории от завалов, создающих угрозу безопасности деревянного здания и мешающих наблюдению за его сохранностью, ликвидацию аварийных ситуаций на водоводе вблизи дома и предупреждение подтоплений талыми водами

На этих направлениях инициативную группу вологжан и сокольчан наиболее активно поддержали :

Региональные отделения Союза российских писателей и Союза писателей России, журналисты московских, вологодских, архангельских периодических изданий; Вологодское отделение Общероссийского народного фронта (на заседании «Образование и культура как основа национальной идентичности» 17.05.2016; при организации и проведении 1-го Цветаевского субботника 18.06.2016; в информировании музейных сообществ и СМИ), Пятый Съезд градозащитников России ( резолюция 25-26.03.2017), Цветаевские музеи и центры в Москве, Болшево, Тарусе, Александрове, Елабуге, музей А.И. Цветаевой при Славянском центре в Павлодаре (Северный Казахстан); союз музеев России; внучка А.И. Цветаевой Ольга Андреевна Трухачева, депутат Государственной Думы 7-го созыва Е.Б. Шулепов, С.А. Кириллов, депутат законодательного собрания Вологодской области Л.Г. Ячеистова; очень важны были советы и консультации директора ДМЦ Э.С. Красовской, руководителя Елабужского мемориального комплекса Г.Р. Руденко, авторитетное мнение, высказанное в телефонном разговоре директором Государственного музея им. Пушкина И.А. Антоновой; заинтересованность и горячее одобрение идея создания музейного центра имени А.И. Цветаевой вызвала у О.А. Фокиной, устная поддержка О.С. Беловой; неожиданным, но своевременным был отклик известного театрального художника Б.А. Мессерера, надписавшего подаренную книгу «Промельк Беллы» так: «Мне довелось узнать о Ваших планах устройства музея А.И. Цветаевой, и я от всей души желаю Вам успеха в этом благородном начинании».

Разумеется, без положительной встречной реакции местной администрации в лице В. Зворыкина, С.А. Рябинина, Н.И. Хамитгалеевой, Е.Ю. Шишкаревой,  руководителя (М.Н. Давидчук) и сотрудников Сокольского краеведческого музея, конкретной помощи сокольчан, участников субботников, инициаторов обращений, добровольных охранников, без широкого общественного резонанса по неприятным ситуациям (12 апреля 2017 года ожидание сокольской полиции составило 3, 5 часа), без проведения ежегодных культ-просветительских акций сохранить дом до окончания Государственной экспертизы тоже было бы невозможно.

На основании данной экспертизы и по результатам обращений в Министерство культуры РФ (18.01.2018 была и поездка к заместителю министра культуры Ю.А. Годованцеву, разговор длился 1, 5 часа), дом к лету 2018 г. официально получил статус объекта культурного наследия регионального значения (другого такого объекта на территории Сокола нет) и был передан вместе с прилегающей к нему территорией под управление федерального учреждения «Кирилло-Белозерский музей-заповедник».

С января 2019 г. начался 3-й этап подготовки здания к осуществлению музеефикации и культурно–просветительской деятельности не только в нем, но и на территории; выявился новый круг проблем, первостепенными из которых считаю отсутствие совместных программных и проектных установок управляющей организации, областного департамента культуры, сокольских властей в отношении подготовки музейного центра к приему посетителей и направлений его культурно-туристического функционирования.

Первоначальная, затребованная Министерством культуры РФ, концепция музейного содержания «Цветаевского дома» прошла через обсуждение, рецензия на нее за подписью М.Б. Пиотровского опубликована на сайте Союза музеев, однако данная концепция постоянно дополняется не только с учетом высказанных замечаний и рекомендаций, но и в связи с новыми исследованиями и экспонатами, передаваемыми будущему музейному комплексу О.А. Трухачевой, внучкой А.И. Цветаевой (одно из последних по времени событий: 58 будущих экспонатов были переданы 16.06.2021 г. в Вологде в фонд будущего музея), И. Д. Карташевской , другом и помощником А.И. Цветаевой с 1979 г. до последних лет жизни писательницы., О.Н. Григорьевой, руководителем музея А.И. Цветаевой в Павлодаре, и другими дарителями.

Безусловно, «Цветаевский дом» призван стать первым в России исследовательским центром, сосредоточенным на изучении всего, что имеет отношение к жизни и литературному наследию А.И. Цветаевой.

Основу литературных экспозиций непосредственно в квартире № 6, а также в иных помещениях музейного центра должны составить характеристики произведений писательницы, прямо или косвенно соотнесенных с вологодскими моментами ее судьбы, с адресатами и содержанием ее писем, отправленных из Печаткино в период 1947-1949 гг.

А тот факт, что именно в этом доме А.И. Цветаева впервые говорила со своей племянницей А.С. Эфрон об архиве сестры, намечала поездку в Елабугу, знакомилась со стихами и прозой Марины Цветаевой, написанными в заграничный период, позволяет увидеть еще один важный вектор музейного определения: писательница должна быть представлена как читатель и комментатор творчества и обстоятельств жизни поэта Марины Цветаевой.

Собственно, перед музейным центром стоят две цели:

  • создание научно-просветительской базы для расширения и уточнения историко-культурных сведений, имеющих отношение к всемирно известным именам Анастасии и Марины Цветаевых, к «вологодским штрихам» в судьбах представителей семьи Цветаевых;
  • сохранение, систематизация, а также экспозиционная и экскурсионная актуализация экспонатов, материалов и документов, создающих представление о трагических и героических страницах истории XX века, жизни ссыльных и репрессированных людей, их участию в создании произведений литературы и искусства.

Но важнейшей задачей «Цветаевского дома» представляется соединение в экспозициях, интерьерах и экскурсиях, на интерактивных, просветительских, профориентационных мероприятиях, при проведении самых разных мастер-классов двух историко-культурных линий – «цветаевской» и «сокольской».

В этом случае деятельность центра имени А.И. Цветаевой будет отвечать и масштабным потребностям туризма на общероссийском уровне, и вполне конкретным потребностям региона. Поясню на нескольких примерах перспективы такого соединения.

Дом расположен в историческом районе Печаткино, близ старейшего производства – Сухонского картонно-бумажного комбината, портоуправления, бывшей пристани Печаткино, игравшей значительную роль в судьбе города при создании фабрики-завода, при осуществлении пассажирских перевозок, разгрузки и погрузки всего, что требовалось, в годы Великой Отечественной войны и после нее.

Здесь изначально (при строительстве фабрики Печаткино) жили иностранные подданные, выходцы из дворян, служащие, крестьяне, ссыльные, бывшие репрессированные или спасающиеся от политических репрессий. Ассимиляция различных культур наряду с активным внедрением в 1920-1930 гг. социалистических форм хозяйствования и советского быта стала основой уникальной истории рабочего заводского посёлка.

Семья Цветаевых-Трухачевых на момент своего проживания там, тоже пример такой ассимиляции: писательница А.И. Цветаева – представительница интеллигентной дворянской семьи, на фамильном гербе которой начертано «Родине – научным трудом», она высокообразованный человек, преподаватель музыки и иностранных языков (в совершенстве владела французским, немецким и английским языками), уже по двум первым книгам, изданным в 1914-1916 гг., ей прочили путь женщины-философа. Предмет ее разговоров в Печаткино: медицина, музыка, литература.

Сын писательницы А.Б. Трухачев отказался от того, чтобы стать художником, хотя замечательно рисовал, его профессия – архитектор, инженер-проектировщик, в послевоенные годы, находясь в Печаткино, он руководил строительством жилых домов по улице Свердловской и спиртового цеха, необходимого для выпуска целлюлозы. Зная немецкий язык, направлял работы пленных немцев.

А его жена Н.А. Трухачева (Шарыпова, по первому мужу Зеленина), брак с которой был заключен в Соколе, происходила из семьи вологодских, велико-устюжских крестьян, работала в Печаткино поваром в заводской столовой. Фамилию Зеленина вспомнила в июне 2021 г. сокольчанка Ия Дмитриевна Пугачева: «Зеленина работала в столовой…».

Это была «обычная трудовая семья» (определение О.А. Трухачевой) во второй половине 1940-х на этапе тяжелого голодного времени, решения производственных задач («Любовь любовью, а бумага должна быть…» — в одном из писем А.Б. Трухачева тех лет) и титанических усилий по преодолению разрухи.

Бытовые условия, история повседневности, главных радостей (свадьба, рождение Маргариты – первой внучки А.И. Цветаевой) и бед (новый арест), разумеется, должны быть учтены в экспозициях музейных помещений не меньше, чем творческая составляющая судьбы писательницы.

При этом подходе есть возможность охватить самые разные вопросы, связанные как с конкретными историческими событиями и реалиями этого времени, так и в целом с личностью и наследием А.И. Цветаевой, изучением ее произведений.

«Цветаевский дом», например, с учетом профессии и рода занятий А.Б. Трухачева, может быть использован для экскурсий и выездных практик с будущими архитекторами в качестве уже редкого в Вологодской области объекта: на его примере можно изучать общие строительные решения 100-летней давности, внутреннюю планировку, стилистику советского конструктивизма.

По некоторым свидетельствам, здания подобного типа постройки в Соколе больше не сохранилось. Мебель, размещаемая в мемориальной квартире, бытовые предметы, должна учитывать не только план и воспоминания Г.В. Зеленина, но и местные реалии и возможности тех лет (мастер-краснодеревщик Кораблев Александр Осипович в Печаткино был), а также способность А.И. Цветаевой довольствоваться малым, ее аскетизм в соблюдении режима дня (описание Г.В. Зеленина).

В иных помещениях «Цветаевского дома», с учетом недостаточности их освещения в настоящий момент, возможны следующие содержательные блоки и направления деятельности:

  • Провинциальная газета. Страницы истории «Сухонского ударника» и литобъединения «Сокол»;
  • Экспозиции и экскурсии. Среди них:
    • Владимир Алексеевич Пяст (настоящая фамилия Пестовский, 1886-1940);
    • писатель Варлам Шаламов (1907-1982);
    • поэт Алексей Ганин (1893–1925);
    • писатель А.М. Горький (1868–1936);
    • Борис Пастернак (1890 –1960);
    • Павел Вячеславович Куприяновский (1919–2002);

(подробнее можно прочитать в статье «Литературная составляющая музейной концепции комплекса «Цветаевский дом»).

  • — музеефикации чердачного помещения «Цветаевского дома» может быть ориентирована на совмещение образно-поэтического представления (по стихотворению Марины Цветаевой «Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!») с бытовыми функциями чердака в таких зданиях, а также с реконструкцией тимуровского штаба, который в послевоенное время организовали на чердаке именно этого дома местные ребята (по воспоминаниям московского журналиста Сергея Горского, родившегося и жившего в Печаткино напротив «Цветаевского дома»).
  • Одна из перспектив музейных экспозиций в «Цветаевском доме» может быть связана с именами Н.В. Печаткина, С.В. Рухлова (юбилейные года у обоих), Юрия Половникова, память о которых, к сожалению, не так активно поддерживается на данный момент в Соколе.

На музейной, прилегающей к дому, территории предполагается воссоздание и размещение ряда объектов, ориентированных на своеобразное пространственное напоминание о развитой инфраструктуре и культурной среде района Печаткино в послевоенные годы и одновременно на творчество сестер Цветаевых.

Главный принцип в ландшафтном дизайне по территории – флоропоэтический, то есть связывающий деревья, кустарники, цветы, травянистые растения с художественными образами в поэзии и прозе Марины и Анастасии Цветаевых.

Необходимы и посадки огородных растений. По некоторым сохранившимся фотографиям, по рассказам старожилов, небольшие огороды при домах, расположенных на ул. Фрунзе были с довоенного времени. Кроме того, огородничество стало способом спасения А.И. Цветаевой в Пихтовке Новосибирской области, главным наставником писательницы в этом отношении стала невестка Н.А. Трухачева.

Природные объекты задают и перспективу использования такой территории для экологических наблюдений, и учитывают определения дорожной карты, согласно которым это место должно было стать зеленой зоной.

Приближают эту перспективу работы по благоустройству, проведенные в 2021 г. Кирилло-Белозерским музеем–заповедником. Слева от «Цветаевского дома» был выкопан пруд, прорыта водоотводная канава, осенью 2021 г. окончательно решен вопрос с вывозом руин, создававших угрозу безопасности объекта культурного наследия, осуществлена подсыпка грунта, выравнивание отдельных участков.

Однако существенно затормозила реализацию проекта благоустройства и подготовки площадки для проведения Цветаевских костров очередная авария на водоводе. Проблема, которая не может быть решена без участия районной власти, связана и с водоотводной трубой, расположенной под ул. Беднякова: она находится выше необходимого уровня, поэтому вода задерживается на участках, в том числе близ «Цветаевского дома».

Финансирование работ по ограждению территории тоже минимизировано из-за недостатка средств у Кирилло-Белозерского музея-заповедника (сказалась пандемия, сократился туристический поток). Обращаю внимание на то, что по министерскому определению, ремонт здания и благоустройство территории региональные власти должны взять на себя.

В настоящий момент установлена сигнализация, заключен договор на охрану дома, решается вопрос с ограждением территории – и по нему тоже необходимо активное содействие с районной и областной администрациями.

Одна из проблем, также ощущаемых, заключается в отсутствии собственных инициатив по определению возможных направлений деятельности «Цветаевского дома», выгодных для Сокола и Сокольского района, а также Сухонского комбината, отсутствии единых медиапроектов, презентующих данный музейный центр.

Только объединение усилий и интересов «Кирилло-Белозерского музея-заповедника» и региональных административных интересов будет способствовать превращению «Цветаевского дома» как объекта культурного наследия в центр зарождения новых идей и концепций в сфере музейного дела, определения новых туристических маршрутов, содействия историческим и краеведческим изысканиям, литературоведческим исследованиям, патриотической работе, и активизации культурно-просветительской деятельности в Соколе, в Вологодской области и стране в целом.

Автор: Елена Витальевна Титова, доцент кафедры литературы Вологодского государственного университета
Автор фото Е.В. Титова
Alla
Alla
Если хотите предложить материалы для публикации на сайте, высказать замечания или задать вопрос, воспользуйтесь следующей формой: Написать сообщение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *