Литературная составляющая музейной концепции комплекса «Цветаевский дом»

Музейный комплекс «Цветаевский дом» в городе Соколе Вологодской области призван стать уникальным туристическим, культурно-просветительским центром в нашей стране, первым музейным центром в России, персонально связанным с именем писательницы Анастасии Ивановны Цветаевой (1894-1993).

Сегодня музей А.И. Цветаевой есть только в г. Павлодаре (Казахстан), он был открыт в январе 2013 г. при Славянском центре.

Уникальная особенность российского вологодского музейного центра ярчайшей представительницы семьи Цветаевых заключается в следующем: он организуется именно в том самом доме, в котором в 1947-1949 гг. в семье сына А.Б. Трухачёва (1912-1993), инженера-архитектора и начальника стройплощадки «Печаткино», проживала Анастасия Ивановна Цветаева, родная сестра поэта Марины Цветаевой (1892-1941), и куда в 1947 г. приезжала с машинописными рукописями произведений матери дочь Марины Цветаевой – Ариадна Сергеевна Эфрон (1912-1975).


Деревянное двухэтажное здание, которое сами сокольчане стали именовать «Цветаевским домом», расположено по адресу: Сокол, ул. Фрунзе, 8.

Связь его с судьбой А.И. Цветаевой была установлена и подтверждена документально в 2014-2015 гг., силами общественности и при содействии Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области расселяемый дом был сохранен, проведенная Государственная экспертиза и активная поддержка вологодской инициативы цветаевскими музеями страны в 2018 г. способствовали принятию Министерством культуры Российской Федерации решения, согласно которому квартире № 6 в доме 8 по улице Фрунзе города Сокола, находящегося в 40 километрах от областного центра, придан статус объекта культурного наследия регионального значения, а все здание передано под управление федеральной организации «Кирилло-Белозерский музей-заповедник».

Первоначальная концепция музейного содержания «Цветаевского дома» прошла через обсуждение, рецензия на нее за подписью М.Б. Пиотровского опубликована на сайте Союза музеев, однако данная концепция постоянно дополняется не только с учетом высказанных замечаний и рекомендаций, но и в связи с новыми исследованиями и экспонатами, передаваемыми будущему музейному комплексу О.А. Трухачевой, внучкой А.И. Цветаевой, и другими дарителями.

Важнейшими задачами «Цветаевского дома» представляются:

  • консолидация общественных сил и различных организаций по сохранению культурной и исторической памяти;
  • повышение культурно-туристической и инвестиционной привлекательности России и Вологодской области;
  • создание научно-просветительской базы для расширения и уточнения историко-культурных сведений, имеющих отношение к всемирно известным именам Анастасии и Марины Цветаевых, к «вологодским штрихам» в судьбах представителей семьи Цветаевых;
  • сохранение, систематизация, а также экспозиционная и экскурсионная актуализация экспонатов, материалов и документов, создающих представление о трагических и героических страницах истории XX века, жизни ссыльных и репрессированных людей, их участию в создании произведений литературы и искусства.

Решению этих задач, безусловно, будет способствовать литературная составляющая музейного содержания.

А.И. Цветаева в своем обширном, несмотря на утраты рукописей при арестах, и разнообразном творческом наследии (стихи, поэмы, очерки, воспоминания, эссе, роман, переводы, письма) предстает как самостоятельное, уникальное, а потому достойное изучения явление русской культуры.

Основу литературных экспозиций непосредственно в квартире № 6, а также в иных помещениях музейного центра должны составить характеристики произведений писательницы, прямо или косвенно соотнесенных с вологодскими моментами ее судьбы, с адресатами и содержанием ее писем, отправленных из Печаткино (так именуется данный район Сокола) в период 1947-1949 гг.

А тот факт, что именно в этом доме А.И. Цветаева впервые говорила со своей племянницей А.С. Эфрон об архиве сестры, намечала поездку в Елабугу, знакомилась со стихами и прозой Марины Цветаевой, написанными в заграничный период, позволяет увидеть еще один важный вектор музейного содержания: писательница должна быть представлена как читатель и комментатор творчества и обстоятельств жизни поэта Марины Цветаевой.

В основу экскурсии, посвящённой А.И. Цветаевой, могут быть положены не только ее оценки, содержащиеся в книгах «Воспоминания», «Моя Сибирь», «Памятник сыну», но и ее устные свидетельства, зафиксированные мемуаристами в издании «Последний луч Серебряного века» (М.:Дом-музей Марины Цветаевой, 2010).

Акцентными в историко-литературном плане в рассказе экскурсовода могут стать следующие моменты:

  • Поэтическое наследие А.И. Цветаевой, в частности, стихи, созданные в условиях лагеря и записанные по памяти в Печаткино; поэтические и прозаические произведения, посвященные памяти друга Л.Ф. Шевелёва (1903-1936), связанного с Вологодским краем;
  • История создания лагерного романа «Amor», обстоятельства получения и нахождения рукописи в Печаткино, сведения о дальнейшей работе над ней, публикации произведения и отзывах на него;
  • Отношение А.И. Цветаевой к судьбе сестры Марины и ее творчеству; эпистолярные комментарии к стихам и очеркам, впервые прочитанным в Печаткино;
  • Художественные книги, которые читали и дарили друг другу А.И. Цветаева и ее сын А.Б. Трухачев в 1947-1949 годах («Бедные люди» Достоевского; «На ранних поездах» Б. Пастернака и др.).
  • Причины и обстоятельства ареста А.И. Цветаевой, произведенного 17 марта 1949 года, поведение на допросах, литературные имена в протоколах вологодского следственного дела.

При этом с помощью медиа-аппаратуры может быть осуществлена демонстрация фрагментов видео-фильмов об А.И. Цветаевой и аудиозаписей (например, чтение А.И. Цветаевой некоторых стихов М.И. Цветаевой; эпизоды 1-го фильма документального триптиха «Вечное поселение. Сибирские мемуары»).

Уточнению и конкретизации информационно-литературных блоков помогут и материалы, содержащиеся в следующих изданиях и публикациях :

  1. Айдинян С.А. Хронологический обзор жизни и творчества А.И. Цветаевой /Литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых в г. Александрове. М.: АКПРЕСС, 2010. –176 с.
  2. Анастасия Ивановна Цветаева: жизненный путь и творческое наследие: Материалы Междунар. конф., посвящ. 115-летию А.И. Цветаевой (Москва, 27 сент. 2009) / [ ред.-сост. И.Ю. Белякова, Л.А. Викулина]. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2010. – 344 с.
  3. Титова Е.В. Судьба Цветаевых. Вологодские штрихи / Е.В. Титова // Вологодский ЛАД. 2015. № 2(31). – С. 78–87.
  4. Титова Е.В. Вологда в судьбе А.И. Цветаевой / Е.В. Титова // Вестник ВоГУ. Серия: Исторические и филологические науки. 2021. №1 (20).–С.56–62.

Безусловно, многие сведения, в том числе характеристики литературного свойства, комментарии А.И. Цветаевой к произведениям сестры, прочитанным или перечитываемым в Печаткино, еще предстоит выявить в архивах и эпистолярии писательницы: эта работа только началась.

Но даже то, что удалось узнать на сегодняшний день, позволяет увидеть возможности объединения в музеефикации «Цветаевского дома» двух историко-культурных линий – «сокольской» и «цветаевской».

При таком объединении, на наш взгляд, деятельность культурно-просветительского музейного комплекса А.И. Цветаевой в Соколе будет отвечать и вполне конкретным потребностям региона, и масштабным интересам культурного туризма на общероссийском и международном уровнях.

Вот почему в литературном отношении в иных помещениях «Цветаевского дома» возможны следующие содержательные блоки:

  • Провинциальная газета. Страницы истории «Сухонского ударника» — впоследствии «Сокольской правды»: с 1920-х годов до начала XXI века в экспонатах, иллюстрациях, оборудовании, акцент на номерах 1947-1949 гг. Судьбы редакторов – в документах, фото, воспоминаниях. Помещение можно использовать для интерактивных и практических занятий с журналистами, в качестве творческой мастерской;
  • Экспозиции (они могут быть сменными), рассказывающие о поэтах и писателях, литераторах, литературоведах, связанных с Сокольским районом или шире – с Вологодским краем и прямо или косвенно соотнесенных с писательницей А.И. Цветаевой, ее творчеством. Среди них:
  • Владимир Алексеевич Пяст (настоящая фамилия Пестовский, 1886-1940) — русский поэт-символист, прозаик, литературный критик, переводчик, теоретик литературы, один из биографов поэта Александра Блока, с которым много лет дружил. Был знаком с А. И. Цветаевой, упоминается в «Памятнике сыну» и в списках общества розенкрейцеров. Владимир Пяст, будучи репрессированным, жил в Кадникове и Соколе в начале 1930-х годов, работал над стиховедческими книгами, переписывался с Б.М. Зубакиным, которого А.И. Цветаева считала своим духовным учителем;
  • писатель Варлам Шаламов (1907-1982), вологжанин по рождению, бывавший в отроческие годы в Соколе (отец служил в церкви при Сокольской фабрике, Варлам приезжал к нему; о районе Печаткино говорится в «Четвёртой Вологде» В. Шаламова); в материалы экспозиции могут быть включены стихи и фрагменты прозаических текстов В. Шаламова, характеризующие его отношение к Марине Цветаевой, созвучные друг другу эпизоды «Колымских рассказов» В. Шаламова и романа «Amor» А.И. Цветаевой, а также упоминания об А.И. Цветаевой в записных книжках Шаламова; рассказ экскурсовода может быть ориентирован и на сопоставление мировоззренческих позиций двух авторов, в судьбах которых были лагерные испытания;
  • поэт Алексей Ганин (1893–1925), родивший в нескольких километрах от Сокола в деревне Коншино, друг Сергея Есенина, вместе с которым бывал в этих местах; с именем данного поэта связаны тема репрессий и тема отношения к Есенину Марины и Анастасии Цветаевой;
  • писатель А.М. Горький (1868–1936), общение с которым повлияло на судьбу А.И. Цветаевой и ее творчество. Одними из первых публикаций писательницы после реабилитации стали мемуарные очерки о Горьком: часть большой утраченной при втором аресте рукописи книги о писателе. В экспозиционные и экскурсионные материалы могут быть включены: запись лагерного сна А.И. Цветаевой о Горьком с разговором о смерти и цифре 55 (писательница полагала, что так указан возраст, в котором ей суждено покинуть земной мир; в действительности, на 55-м году жизни она снова была арестована и отправлена на вечное поселение в Новосибирскую область); сведения о ходатайстве Горького к местным властям с просьбой не выселять большую дворянскую семью Зубовых из усадебного дома в Кадниковском уезде (Сокольский район) в 1918 г. и материалы публикаций в «Сухонском ударнике», связанные с Горьким в 1948 г. (их могла читать А.И. Цветаева);
  • Борис Пастернак (1890 –1960), поэт, с которым А.И. Цветаеву связывали дружеские отношения на протяжении длительного времени; характеристика Пастернака, данная писательницей, есть в материалах вологодского следственного дела; в экспозицию могут быть включены сведения о более раннем непосредственном и эпистолярном общении Пастернака и А.И. Цветаевой в 1920гг., о публикации стихов Марины Цветаевой, обращенных к Пастернаку, в сборнике «Московские поэты», вышедшем в Великом Устюге в 1924 г., и о причастности к данной публикации А.И. Цветаевой и Пастернака, о помощи поэта писательнице, находящейся на поселении, отзывах Пастернака на рассказы и воспоминания А.И. Цветаевой; дополнением могут служить и фрагменты переписки Пастернака и А.С. Эфрон, собиравшейся в 1948 г. вторично приехать в Печаткино;
  • Павел Вячеславович Куприяновский (1919–2002), профессор Ивановского университета, доктор филологических наук, писатель, родившийся в деревне Семеново Сокольского района; был знаком с А.И. Цветаевой с начала 1960 гг., нашел в архивных фондах текст стихотворения, принадлежавшего перу Владимира Васильевича Цветаева – деда Марины и Анастасии Цветаевых; организатор конференций «К. Бальмонт, М. Цветаева и художественные искания XX века»; автор воспоминаний о писательнице, представленных в книге «Последний луч Серебряного века»;
  • История старейшего в области литературного объединения «Сокол» в документах, книгах и фото; свидетельства-иллюстрации участия членов литобъединения «Сокол» в спасении здания и в Цветаевских кострах на Вологодской земле.

Литературная составляющая музеефикации чердачного помещения «Цветаевского дома» может быть ориентирована на совмещение образно-поэтического представления (по стихотворению Марины Цветаевой «Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!») и представления о тимуровском штабе, который в послевоенное время организовали на чердаке именно этого дома местные ребята (по воспоминаниям московского журналиста Сергея Горского, родившегося и жившего в Печаткино напротив «Цветаевского дома»).

С творческими реалиями, цитатами могут быть соотнесены и ландшафтные объекты: пруд (зимой – каток) и «Цветаевский парк»: высадку деревьев предлагается организовать в соответствии с дендропоэтическими образами в поэзии и прозе Марины и Анастасии Цветаевых.

Данные составляющие музейного комплекса «Цветаевский дом», на наш взгляд, позволят соединить культурную историю рабочего поселка и промышленного районного города не только с конкретными обстоятельствами жизни и творчества А.И. Цветаевой, но и шире – с судьбой семьи Цветаевых в контексте эпохи и «вологодских штрихов».

А это будет способствовать активному поиску новых идей и концепций в сфере музейного дела, историческим и краеведческим изысканиям, литературоведческим исследованиям, патриотической работе, появлению новых туристических маршрутов, активизации культурно-просветительской деятельности в Соколе, в Вологодской области и стране в целом.

Автор: Елена Витальевна Титова, доцент кафедры литературы Вологодского государственного университета
Alla
Alla
Если хотите предложить материалы для публикации на сайте, высказать замечания или задать вопрос, воспользуйтесь следующей формой: Написать сообщение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *